РадиМир - Ради Мiра


На сайте я: Гость в группе "Прохожие " Личных сообщений мне
на Главную                                                            Выйти с сайта
09:09 Понедельник 23.10.2017


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]


Страница 3 из 3«123
Модератор форума: Горыновна, Радимир 
Форум » Хронология России и других стран, правда и вымыслы » Мы - славяне! » Быт, украшения, утварь и жилище
Быт, украшения, утварь и жилище
РадимирДата: Вторник, 18.02.2014, 23:31 | Сообщение # 51
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Детские игрушки на Руси ч.2

XI век был временем максимального распространения писанок. С середины XII в. они (судя по новгородским данным) уже выходят из употребления, в XII-XIII вв. они встречаются уже как пережиток. Широкое использование писанок совпадает по времени с распространением амулетов в виде привесок-коньков и миниатюрных бытовых предметов. По утвердившемуся среди специалистов мнению, писанки имели отношение к языческим верованиям. Поэтому весьма вероятно, что одновременное исчезновение амулетов и писанок, скорее всего, - следствие активизации борьбы христианства с язычеством в XII в.

Всадники. Очень распространенной на Руси игрушкой был сидящий верхом на лошади всадник. Эти как неполивные, так и покрытие поливой зеленого цвета статуэтки находят обычно в сильно фрагментированном виде. Центр или центры производства этих игрушек - южнорусские города, большинство находок именно оттуда. Статуэтки - это лошадь с гривой, иногда с седлом и упряжью, всадники обычно бородатые, в шлеме или в высокой шапке с опушкой. Фрагменты игрушки этого вида найдены в Киеве, на Ленковицком поселении, в Галиче в урочище Базар, в Белоозере , в слое ХII-ХIII вв., в Изяславле при раскопках М.К, Каргера, в Драгочине, Волковыске, Старой Рязани, Вышгороде, Гродно, Пинске, Воине. Кроме того, найдены поливные игрушки, изображающие конников без всадников, - в Галиче, Новгороде, Киеве. И те и другие игрушки фактически являются статуэтками. Они сравнительно небольших размеров и не имеют полости внутри.

С известной долей вероятности к игрушкам можно отнести поливную фигурку, изображающую сидящего на бочке человека, найденную при раскопках М.К. Картером в Изяславле, в слое ХII-ХIII вв. Известны серии игрушек, сделанных более примитивно из горшечной глины (видимо, не ремесленниками) и обожженных в обычной печи. Так, на городище Масковцы Витебской области были найдены вылепленные из глины лошадки и человеческая фигурка, сформованные очень неумело. Особняком стоит игрушка-лошадка с Екимауцкого городища в Молдавии (X - начало XI в.): вместо хвоста у нее кольцо, а на спине наколы.

 
РадимирДата: Вторник, 18.02.2014, 23:37 | Сообщение # 52
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Русская плетеная и деревянная утварь.

Русские крестьяне пользовались в основном деревянной, плетёной и керамической посудой собственного изготовления. Металлическая, стеклянная и фаянсовая посуда с конца ХIХв. вошла только в обиход зажиточных крестьян.

У небогатых крестьян, кроме чашек, ложек, лопаты, ухвата, клюки, почти ничего нет. У зажиточных имеется палевая посуда - тарелки, стаканы, рюмки и т.д.

Для питья предназначались деревянные и медные ковши, братины, ендовы.На Среднем Урале посуда для питья длительное время хранила древние формы. Ковши - скобкари - вырезались в виде плывущей птицы. Неглубокие братины м ендовы имели ребристые скруглённые стенки.

 
РадимирДата: Понедельник, 03.03.2014, 23:56 | Сообщение # 53
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline

В таких домах должны жить русские




Устройство традиционного славянского дома

В нашей славянской культуре существует свои понятия об устройстве дома. Мы знаем, хотя давно не помним откуда, что веник надо держать помелом вверх, что нельзя садиться на углу стола, прощаться через порог, крутить в руках шапку, протягивать соседу нож острым концом и так далее. У нас своя самобытная история, нам есть чем гордиться и есть что почерпнуть из знаний наших предков. Русь – великая держава со своими традициями и обрядами. Русские мастера – гении любимого дела, которые знали толк в строительстве крепких добротных домов из древесины. Именно дерево считалось символом красоты, жизни, величия, которое дарило своим хозяевам тепло и уют. Дом для русского человека был не только кровом, но и настоящим комплексом традиций.


 
РадимирДата: Понедельник, 17.03.2014, 22:15 | Сообщение # 54
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline

КАК ДЕЛАЛИ ОДЕЖДУ ИЛИ СКАЗ О ТОМ КАК РУБАШКА В ПОЛЕ ВЫРОСЛА.



Посеяли лён, выросли стебли с метёлками наверху. У тонкого стебелька льня строение такое же, как у ствола большого дерева: сверху – кора, а под корой – что? Луб!

Ты знаешь, что такое луб? Это самая мягкая и гибкая часть ствола. Их луба березы делают корзинки для грибов, из луба липы плели прежде лапти.

В льняном стебле луб состоит из крепких, длинных и очень тонких волокон. Из этих волокон и прядут нитки.

Если хлеб сеешь – всё ясно: урожай надо снимать, когда зёрна, семена дозреют. А со льном нельзя ждать, пока созреют семена, — волокно загрубеет и нити из него получатся плохие.

А как же без семян? Ведь тогда на следующий год сеять будет нечего! Да и не только для посева нужны льняные семена – из них выжимают масло.

Вот что придумали: собирают урожай льня прежде, чем семена созрели, а потом оставляют лён лежать недели на две в поле. За это время семена созреют, а волокно не испортится.

Рожь и пшеницу срезают. А лён выдёргивают из земли с корнем, чтобы весь стебель сохранился. Это называется «теребить лён». Руками теребить – работа долгая и нелёгкая. Сейчас у нас есть машины – льнотеребилки. Интересное название, правда? Почему они так называются? Потому что они помогают человеку – лён теребят!

 
РадимирДата: Суббота, 31.05.2014, 23:55 | Сообщение # 55
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Полезные свойства веников.

У каждого из них есть свои особенности:
- Березовый, хорошо нагоняют жар, массируют кожу. Листья и почки, и кора, и сок березы обладают целебными свойствами, поэтому березовые веники так популярны в банях. Березовый веник незаменим при мышечных и суставных болях, например, после тяжелых физических нагрузок.

- Дубовый веник обладает успокаивающим и противовоспалительным эффектом и очень полезен для людей с высокой физической и умственной нагрузкой. Дубовые веники полезно использовать при жирной коже.

- Эвкалиптовый, придаст неповторимый аромат;
- можжевеловый веник будет способствовать улучшению кровообращения, по бактерицидным свойствам не имеет себе равных.

- Крапивный, является отличным средством при радикулитах и заболеваниях суставов.

- Пижмовый, отлично подходит людям, страдающим хроническими заболеваниями почек и мочевого пузыря

- Полынный веник создает в парной неповторимый степной аромат, но настолько сильный, что не все его хорошо переносят. В этом случае можно комбинировать одну-две веточки полыни с березовым веником. Аромат будет слабее, а целебный эффект - достаточный.

- Рябиновый веник получается гибкий, мягкий, хлесткий. Он хорошо обеззараживает воздух парилки.

- Липовый, обладает жаропонижающим, бронхорасширяющим, бактерицидным и мочегонным свойствами.

Каждый веник по-своему полезен и хорош. Важно знать как, когда его применять. Лучшее всего использовать свежие веники, только в них содержится много эфирных масел, фитонцидов и других биологически активных веществ.



Источник
 
РадимирДата: Воскресенье, 01.06.2014, 13:08 | Сообщение # 56
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Обрядовые действия при постройке дома

Этнографы зафиксировали множество магических обрядов и поверий, связанных с постройкой дома у восточных славян.
Заклинательные действия начинались уже при выборе места под будущее жилье. По сведениям этнографа В.В. Богданова, белорусы в середине XIX в. освящали выбранную для усальбы площадку таким образом: на всем предполагаемом месте усадьбы чертился на земле большой квадрат; его делили крестообразной фигурой на четыре части. Затем глава семьи отправлялся "во все четыре стороны" и приносил из четырех полей четыре камня, которые укладывались в центрах малых квадратов. В результате на месте будущей усадьбы появлялась идеограмма плодородия, которая известна со времен энеолита и вплоть до русских подвенечных вышивок начала XX в.

Для строительства избы выбирались в лесу особые деревья, не относящиеся к разряду "буйных" или "стоеросовых". Закладку строения следовало начинать, "когда наполняется месяц", то есть после новолуния.

Под углы первого венца бревен клали с магической целью: клочок шерсти, горсть зерна, ладан, воск. Археологические материалы свидетельствуют о том, что иногда под угол дома укладывали конскую голову. Возможно, что с этим древним обычаем связана русская сказка о девочке-семилетке, сиротке, обращавшейся за советом к "кобыльей голове". Впрочем, этот сюжет мог возникнуть и под влиянием веры в волшебную силу "коника" (от слова "кон" - "начало", "основа") - священного печного столба, которому нередко по созвучию с названием лошади придавалась форма конской головы.

 
РадимирДата: Среда, 18.06.2014, 23:02 | Сообщение # 57
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ПЕЧИ В ДОМЕ

В избе старожилы устанавливали одну печь, предназначенную и для обогрева, и для приготовления пищи, — хлебную, которую располагали в углу избы, слева или справа от входа. Это не исключало установки дополнительных печей, но их использовали только для обогрева. Устье («чело», «цело», «са/я/ло») хлебной печи было обращено к противоположной входу стене и освещалось боковым окном. Печь стояла почти вплотную к боковой стене. Между ними оставалось 20–30 см , где хранили кухонную утварь — ухваты, клюку (кочергу), помело (веник из сосновых лап) и т.п. Между печью и торцевой стеной, над входом, устраивались деревянные полати. Подобную планировку можно отнести к северо-среднерусской. В крестовых домах и пятистенках с прирубом печь располагалась так, чтобы можно было отапливать либо все помещения, либо несколько из них. В этом случае делали печь с подтопком или камельком.

Изба старожилов делилась на различные части, имевшие свои названия и семантическую нагруженность, связанную с назначением и стоявшим там оборудованием. Значимость пространства избы возрастала от входа к противоположной стене, где находился «передний угол» с иконами и столом. Самым малопочетным местом была часть избы около входа, располагавшееся между койкой и печью, — «под порог». Говорили: «Что, девка, под порогом сидишь, проходи». Правила вежливости заставляли пришедших в дом останавливаться у входа и ждать приглашения пройти дальше. Пространство между печью и стеной, где располагался «передний угол», старожилы называли «куть». Оно традиционно принадлежало женщине и предназначалось, в основном, для приготовления пищи и шитья. Там стоял «ящик» с вещами хозяйки — сундук с приданым, взятым из дома родителей. Возле печи был вход в подполье — «голбец». К печи со стороны входной двери примыкала небольшая лавочка, называвшаяся «голбчик».

 
РадимирДата: Среда, 18.06.2014, 23:06 | Сообщение # 58
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
ЖИВОЙ ДОМ-ОБЕРЕГ

Очень многие замечают, что, уезжая на природу или на собственную дачу за городом, чувствует себя намного лучше, чем в обычной жилой городской квартире. Все мы знаем, что природа влияет на человека гармоничным образом — тишина, чистый воздух и запахи леса приводят психоэмоциональное состояние человека в гармонию.

Даже наработавшись на даче, чувствуешь какое-то глубокое внутреннее удовлетворение от смены обстановки и вида деятельности, которые обычно рутиной ложатся на человека в городской суете. Контакт с землёй, употребление фруктов, овощей, ягод, выращенных на собственном участке, приносят не только радость, но и огромную пользу самому организму. Свои, деревенские, овощи и фрукты не содержат химикатов и консервантов – ведь никто не станет выращивать для себя на своем собственном огороде вредную, отравленную пестицидами еду. Выращенная с любовью, своими руками пища освобождает организм от дополнительной чистки от этих вредных элементов, которые запросто можно нахватать в продуктовых магазинах и ларьках, а также максимально напитывает наше тело сохранившимися витаминами и минералами.

Помимо качества пищи, так же очень важен дом, в котором вы живёте — бетонная многоэтажка является не самым лучшим местом для здоровья человека. В дачном доме, особенно если он сделан из сруба, многие замечали не только чудесный аромат древесины – в таких домах и спится лучше, и отдыхается как на курорте, а теплое потрескивание печки приносит удивительнейшее ощущение уюта и спокойствия. Многие на выходные специально выбираются из городских квартир всей семьей и уезжают на дачу, даже если предстоит тяжелая и расходная по финансам дорога. Каждый интуитивно чувствует значительное положительное влияние такого домика на природе на психическое и физическое здоровье. Считается, что для здорового состояния психики человеку необходимо минимум по 5 минут смотреть на небо, огонь и воду. К сожалению, в городах у людей не просто не хватает на это времени – зачастую эти естественные источники живительной энергии совершенно недоступны в современных каменных коробках, ведь в них невозможно зачастую сделать даже камин.

 
РадимирДата: Пятница, 15.08.2014, 22:30 | Сообщение # 59
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Как правильно заготовить веники для бани

Начнем разговор с рассказа о местах, которые лучше всего подходят для сбора сырья на веники : это лесные опушки, насаженные искусственно леса или иные природные зоны, но только не места вдоль дорог! Деревья впитывают тяжелые металлы из автомобильных выхлопных газов, что делает их ветки совершенно непригодными для веников .

Май, с середины до конца месяца, когда дерево набирает силу и содержит наибольшее количество полезных веществ – лучшее время для нарезки веников . Срезают непременно только сухие ветви, без капель влаги на них, и лучше всего те, которые растут ближе к земле. Желательно срезать ветки, которым около двух-трех лет. Старайтесь нарезать по нескольку веток с разных деревьев, а не много веток с одного дерева – пожалейте его.

Подготовленный материал нужно подсушить в течение дня или двух, а затем можно вязать веники , делая их от 40 до 60 см в длину, учитывая рост того, кто будет им пользоваться и высоту потолка в бане . Срезав снизу веток лишнее, чтобы ручка была гладкой, начинают собирать веник , укладывая внутрь толстые ветки, а вокруг – более тонкие. Таким образом, у веника будет формироваться круглая ручка, толщина которой должна быть такой, чтобы удобно лежать в руке. Не забывайте, что на руке будет рукавица, не сделайте веник слишком толстым, иначе держать его будет сложно и рука быстро устанет.

 
РадимирДата: Среда, 01.10.2014, 23:07 | Сообщение # 60
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
К истории лаптя на Руси

В начале XX века Россию еще нередко называли страной «лапотной», вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Казалось бы, что сложного несёт в себе тема история лаптя? А между тем даже точное время появления лаптей в жизни наших далеких предков неизвестно по сей день.

Принято считать, что лапти – один из самых древних видов обуви. Во всяком случае, костяные кочедыки – крючки для плетения лаптей – археологи находят даже на неолитических стоянках. Не дает ли это основание предполагать, что уже в каменном веке люди, возможно, плели обувь из растительных волокон?

Широкое распространение плетеной обуви породило невероятное разнообразие ее сортов и фасонов, зависящих, прежде всего, от сырья, использованного в работе. А плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники … Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими – ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

Нередко лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего, как правило, в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку (подковырку). Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными (а не пеньковыми) оборами (то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти) или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор.

 
РадимирДата: Четверг, 02.10.2014, 23:44 | Сообщение # 61
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Строительство русской избы и ее устройство

Дерево в качестве основного строительного материала использовалось с древнейших времен. Именно в деревянной архитектуре русские зодчие выработали то разумное сочетание красоты и пользы, которое перешло затем в сооружения из камня и кирпича. Многие художественные и строительные приемы, отвечающие условиям быта и вкусам лесных народов, вырабатывались в течение столетий в деревянном зодчестве.

Самые значительные постройки на Руси возводились из многовековых стволов (по три века и более) длиною до 18 метров и диаметром более полуметра. И таких деревьев было множество на Руси, особенно на европейском Севере, который в старину называли «Северным краем».

Свойства дерева, как строительного материала во многом обусловили особую форму деревянных сооружений. Бревно — его толщина — стала естественной единицей измерения всех размеров постройки, своеобразным модулем.

На стены изб и храмов шли просмоленные на корню сосна и лиственница, из легкой ели устраивали кровлю. И только там, где эти породы были редки, использовали для стен крепкий тяжелый дуб, либо березу.

Да и дерево рубили не всякое, с разбором, с подготовкой. Загодя высматривали подходящую сосну и делали топором затесы (ласы) — снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полосы нетронутой коры для сокодвижения. Затем, еще лет на пять оставляли сосну стоять. Она за это время густо выделяет смолу, пропитывает ею ствол. И вот по стылой осени, пока день еще не начал удлиняться, а земля и деревья еще спят, рубили эту просмоленную сосну. Позже рубить нельзя — гнить начнет. Осину же, и вообще лиственный лес, наоборот, заготовляли весной, во время сокодвижения. Тогда кора легко сходит с бревна и оно, высушенное на солнце, становится крепким как кость.

Главным, и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Пилы, хотя и известны с X века, но применялись исключительно в столярном деле для внутренних работ. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае применяли деревянные костыли.

Основу деревянной постройки на Руси составлял «сруб». Это скрепленные («связанные») между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли «венцом». Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание — «ряж», который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и гниет меньше.

По типу скрепления бревен между собой различались и виды срубов. Для хозяйственных построек применялся сруб «в режь» (редко положенные). Бревна здесь укладывались не плотно, а по парам друг на друга, и часто не скреплялись вовсе. При скреплении бревен «в лапу» концы их, прихотливо вытесанные и действительно напоминающие лапы, не выходили за пределы стены снаружи. Венцы здесь уже плотно прилегали друг к другу, но в углах могло все же задувать зимой.

Самым надежным, теплым, считалось скрепление бревен «в обло», при котором концы бревен немного выходили за пределы стены. Такое странное сегодня название происходит от слова «оболонь» («облонь»), означающего наружные слои дерева (ср. «облекать, обволакивать, оболочка»). Еще в начале XX в. говорили: «рубить избу в оболонь», если хотели подчеркнуть, что внутри избы бревна стен не стесываются. Однако, чаще снаружи бревна оставались круглыми, тогда как внутри избы обтесывались до плоскости — «выскабливались в лас» (ласом называли гладкую полосу). Теперь же термин «обло» относят более к выступающим из стены наружу концам бревен, которые остаются круглыми, с облом.

Сами ряды бревен (венцы) связывались между собой при помощи внутренних шипов. Между венцами в срубе прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льняной паклей щели. Тем же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой.

В плане срубы делали в виде четырехугольника («четверик»), либо в виде восьмиугольника («восьмерик»). Из нескольких рядом стоящих четвериков составлялись, в основном, избы, а восьмерики использовались для строительства деревянных церквей (ведь восьмерик позволяет увеличить площадь помещения почти в шесть раз, не изменяя длину бревен). Часто, ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.

 
Форум » Хронология России и других стран, правда и вымыслы » Мы - славяне! » Быт, украшения, утварь и жилище
Страница 3 из 3«123
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017 Радимир Коловрат
Сайт создан в системе uCoz