РадиМир - Ради Мiра


На сайте я: Гость в группе "Прохожие " Личных сообщений мне
на Главную                                                            Выйти с сайта
08:58 Понедельник 23.10.2017


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]


Страница 2 из 3«123»
Модератор форума: Горыновна, Радимир 
Форум » Хронология России и других стран, правда и вымыслы » Мы - славяне! » Быт, украшения, утварь и жилище
Быт, украшения, утварь и жилище
РадимирДата: Пятница, 18.01.2013, 22:55 | Сообщение # 26
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline

Деревянное зодчество



Естественными строительными материалами на Руси издавна служили дерево и глина. И того, и другого было в изобилии. И то, и другое начали использовать в хозяйстве довольно рано. Но если кирпичи из глины появляются лишь к середине X века, то дерево в качестве основного строительного материала использовалось с древнейших времен. Именно в деревянной архитектуре русские зодчие выработали то разумное сочетание красоты и пользы, которое перешло затем в сооружения из камня и кирпича. Многие художественные и строительные приемы, отвечающие условиям быта и вкусам народа, вырабатывались в течение тысячелетий в деревянном зодчестве.

Мы привыкли к тому, что густые еловые северные леса называются тайгой. Однако так называли дремучий лес лишь в Восточной Сибири. В центральной же Руси его называли тайболой, а в Западной Сибири - урманом. Опушка леса - это раменье. И сосна в разном лесу разная. Сосновый лес в болотистой низменности - мяндач. А на сухой возвышенности - бор. И сама сосна в бору - конда. Это самое лучшее дерева для всякого строительства - и легкое, и стройное, и на корню просмоленное. Вот только вызревают кондовые сосны долго - 350 лет и более. С реками и болотами тоже не все просто. Пойменные леса на берегах рек - уремы. Там, где болото выходит на твердую почву расположились березовни. А хвойные сухие чащобы среди болот, полные всякого зверья - колки. Привычная нам роща - это сухой лиственный лес близ жилья. Лес на невысокой длинной возвышенности - грива. Глухие, всегда темные, неприступные лиственные леса - дебри. А самое их ядро, где даже зверь не водится - калтусы. И это все разнообразие и богатство мы, многое забывшие сегодня, называем одним словом лес.

Самые значительные постройки на Руси возводились из многовековых стволов (по три века и более) длинною до 18 метров и диаметром более полуметра. И таких деревьев ведь было множество на Руси, особенно на европейском Севере, который в старину называли "Северным краем". Да и леса здесь, где искони жили "поганые народы", были густые. Кстати, слово "поганые" вовсе не ругательство. Просто по латыни paganus - идолопоклонничество. И значит, "погаными народами" называли язычников.

Здесь, на берегах Северной Двины, Печоры, Онеги, издавна укравались несогласные с мнением властей - сначала княжеской, потом царской. Здесь крепко хранилось свое, древнее, неофициальное. Потому и сохранились здесь до сих пор уникальные образцы искусства древнерусских зодчих.

Свойства дерева, как строительного материала во многом обусловили и особую форму деревянных сооружений. Бревно - его толщина - стала естественной единицей измерения всех размеров постройки, своеобразным модулем.

На стены изб и храмов шли просмоленные на корню сосна и лиственница, из легкой ели устраивали кровлю. И только там, где эти породы были редки использовали для стен крепкий тяжелый дуб, либо березу.

Да и дерево рубили не всякое, с разбором, с подготовкой. Загодя высматривали подходящую сосну и делали топором затесы (ласы) - снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полосы нетронутой коры для сокодвижения. Затем, еще лет на пять оставляли сосну стоять. Она за это время густо выделяет смолу, пропитывает ею ствол. И вот по стылой осени, пока день еще не начал удлиняться, а земля и деревья еще спят, рубили эту просмоленную сосну. Позже рубить нельзя - гнить начнет. Осину же, и вообще лиственный лес, наоборот, заготовляли весной, во время сокодвижения. Тогда кора легко сходит с бревна и оно, высушенное на солнце, становится крепким как кость

Главным, и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Пилы, хотя и известны с X века, но применялись исключительно в столярном деле для внутренних работ. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: "срубить избу". И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае применяли деревянные костыли.

Основу деревянной постройки на Руси составлял"сруб". Это скрепленные ("связанные") между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли "венцом". Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание - "ряж", который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и гниет меньше.

По типу скрепления бревен между собой различались и виды срубов. Для хозяйственных построек применялся сруб "в режь" (редко положенные). Бревна здесь укладывались не плотно, а по парам друг на друга, и часто не скреплялись вовсе. При скреплении бревен "в лапу" концы их, прихотливо вытесанные и действительно напоминающие лапы, не выходили за пределы стены снаружи. Венцы здесь уже плотно прилегали друг к другу, но в углах могло все же задувать зимой.

 
РадимирДата: Суббота, 19.01.2013, 23:44 | Сообщение # 27
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline

Музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы»



Музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы»

Особенность музея в том, что он был первым в России музеем под открытым небом, формирование которого велось на основе предварительных архитектурно-историко-этнографических исследований, научно обосновавших отбор памятников и их размещение.

Основная задача музей - сохранить для потомков неповторимые творения народной архитектуры, показать жизнь и быт русской северной деревни прошлого.

Расположен в 25 км. от Архангельска, на живописном берегу Северной Двины около деревни Малые Карелы, открыт для посетителей с 1973 г.

На территории в 140 га разместились более 100 культовых, жилых и хозяйственных построек XVII-XX вв. Вознеслись к небу купола древних рубленых храмов и колоколен, разметали крылья ветряные мельницы, гордо выгнули шеи кони над тесовыми крышами жилых и хозяйственных построек - живая повесть о быте и ремеслах северян.

Своеобразный и неповторимый облик музею придают ветряные мельницы. Всего их семь. Тут и мельницы-столбовки на «ряже», на «раме», на «стойках», и мельницы-шатровки.



Гордостью музея является коллекция колоколов и необычайная экспозиция «Звоны северные». В 1975 г. музей первым возродил это древнее искусство. Во время фольклорных праздников, когда звучат вековые песни и сказы, когда музей расцвечивается яркими красками старинных костюмов, далеко окрест слышны традиционные северные звоны, перекликающиеся с веселым звоном бубенцов под дугой лошадей.

Ежегодно музей посещают более 100 тыс. человек, здесь возрожден годовой праздничный цикл народных обрядов, проводятся фольклорные праздники. Посетители могут принять участие в играх и забавах, с ветерком прокатиться в санях, запряженных рысаками, отведать шанег и блинов с горячим чаем. И все это на фоне уникальных памятников народного зодчества и прекрасной северной природы.

Музей является членом Европейской ассоциации музеев под открытым небом. В 1996г. Указом Президента РФ музей включен в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

Музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы»

 
РадимирДата: Понедельник, 25.02.2013, 18:33 | Сообщение # 28
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline

Русские резные деревянные наличники.


Что приходит на ум при упоминании о них?

На первый взгляд кажется, что набор воспоминаний будет у всех вполне одинаковый. Хотя на проверку выясняется, что каждый вспомнит что-то своё, особенное. У кого-то в памяти остался деревенский дом, обшитый зелёными досками, а у кого-то — высокий серо-седой сибирский сруб затейливо украшенный резным фризом. Кто-то опишет тихую улицу небольшого городка и непримечатедьный деревянный домик «в три окошка», а кто-то — редкие по красоте деревянные дома и густую рельефную резьбу от завалинки до причелин. Кому-то может быть довелось еще самому вешать наличники (может даже самодельные) на окна; а кому-то напротив — снимать…

Для одних — деревянные наличники, это пропуск в мир детских воспоминаний: ставни, открывающиеся под мелодию из «В гостях у сказки». Для кого-то это воспоминания о лете: даче, солнце, беззаботном отдыхе… Даже для тех, кто сами деревянные дома именует не иначе как «деревяшки» — даже для них оконные наличники остаются символом красоты давно ушедшего, деревянного мира. Даже для них резные наличники красивы, необыкновенны и интересны. Они едва ли не единственный, настолько тепло принимаемый всеми, элемент традиционной, народной архитектуры.

Кроме того, наличники — совершенно недооцененный символ сохранения традиций. Мы до сих пор очень немного знаем о них. Каждый школьник отличит Гжель от Хохломы или Жостово. Кое-кто еще припомнит Палех и Мезенскую роспись. Но кто знает чем отличаются наличники на окнах Томска, от их собратьев из Иванова? Или в чем отличе ставенных наличников Самары тех, что украшают окна деревянных домов Красноярска? Или хотя бы — почему в Энгельсе, Балашове и Омске есть ставни, а в Муроме, Чебоксарах и Томске — нет?

Наличники разных городов Русские резные деревянные наличники.



* * * = = = = = * * * = = = = = * * * = = = = = * * *

Архив рубрики: Владимирская область

Деревянные наличники Гороховца

Опубликовано автором ivan_hafizov

cover gorohovets Деревянные наличники Гороховца

Мне признаюсь пока не довелось побывать в Гороховце. Но зато там побывал владимирский фотограф Алексей Киселев, который и заснял для нашего музея немало замечательного!
Алексей, спасибо тебе!
Напомню, что недавно здесь, Nalichniki.com существует рубрика «Наличники друзей» — где будут публиковаться фотографии и мозаики тех, кто также собирает наличники!
Если у вас есть подходящее количество наличников — присылайте непременно!

Смотреть и читать!

 
РадимирДата: Суббота, 09.03.2013, 23:47 | Сообщение # 29
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline

7 особенных мест в русской избе


Через порог руки не подавать, окна на ночь закрывать, не стучать по столу – «стол божья ладонь», в огонь (печь) не плевать – эти и многие другие правила задают поведение в доме. Дом – микрокосм в макрокосме, свое, противостоящее чужому.

Человек обустраивает жилище, уподобляя его мироустройству, поэтому каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром.

1. Дверь



Вот мы вошли в русскую избу, переступили порог, что может быть проще!

Но для крестьянина дверь – не просто вход и выход из дома, это способ преодоления границы между внутренним и внешним мирами. Здесь таится угроза, опасность, ведь именно через дверь могут проникнуть в дом и злой человек, и нечисть. «Маленький, пузатенький, весь дом бережет» – замок должен был уберечь от недоброжелателя. Однако помимо затворов, засовов, замков выработана система символических способов, защищающих жилище от «нечистой силы»: кресты, крапива, обломки косы, нож или четверговая свеча, воткнутые в щели порога или косяка. В дом просто так не войти и из него не выйти: приближение к дверям сопровождалось краткой молитвой («Без бога – ни до порога»), перед дальней дорогой существовал обычай присаживания, путнику запрещалось переговариваться через порог и смотреть по углам, а гостя нужно было встречать за порогом и пускать вперед себя.

 
РадимирДата: Понедельник, 11.03.2013, 22:23 | Сообщение # 30
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline

Деревянные наличники Гороховца


Опубликовано автором ivan_hafizov

cover gorohovets Деревянные наличники Гороховца

Мне признаюсь пока не довелось побывать в Гороховце. Но зато там побывал владимирский фотограф Алексей Киселев, который и заснял для нашего музея немало замечательного!

Алексей, спасибо тебе!

Напомню, что недавно здесь, Nalichniki.com существует рубрика «Наличники друзей» — где будут публиковаться фотографии и мозаики тех, кто также собирает наличники!

Если у вас есть подходящее количество наличников — присылайте непременно!

А здесь можно рассмотреть каждый из 32-х наличников поближе и составить Алексею компанию в прогулке по Гороховцу!

1. gorohovets 01 Деревянные наличники Гороховца

 
РадимирДата: Воскресенье, 17.03.2013, 13:08 | Сообщение # 31
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline

Русские наличники Ивана Хафизова: для себя и для истории






Успешный московский свадебный и интерьерный фотограф Иван Хафизов имеет одно по-настоящему необычайное хобби - он ездит по всей России и фотографирует резные оконные наличники: начал для себя, продолжает - для истории, в коллекции несколько тысяч снимков.


Корреспондент «Кириллицы» расспросил Ивана об особенностях и целях его работы, путешествиях и облике русской провинции.

Кириллица:
Иван, даже беглого просмотра вашего ЖЖ или сайта достаточно для того, чтобы догадаться, что увлечение наличниками вошло в вашу жизнь очень неслучайно — иначе не получилось бы многотысячной коллекции фотографий из более, чем 70 городов России. Из ваших интервью известно, что первые съемки наличников были сделаны вами в 2006 году в городе Энгельсе. Судя по всему, съемка была незапланированной, и в то время в ваши планы не входило создание энциклопедии российских наличников. Что же стало катализатором того, что эта случайность переросла в такой грандиозный проект? Что заставило вас продолжить?


Наличник. Город Балашов


Иван Хафизов:
Да, действительно, первые наличники я сфотографировал в Энгельсе. Причем сейчас смотрю на них и поражаюсь тому, что они меня вообще заинтересовали наличников проще, чем в Энгельсе у нас в стране очень мало. Забегая вперед, скажу, что со временем родилась идея ранжировать все наличники по коэффициенту сложности, совокупности сложности резьбы, покраски и сборки. Так вот Энгельские наличники получили по этой шкале 2 балла, да и то потому, что на некоторых из них используется объемная резьба. Большинство же - весьма просты. Единственное, чем они выделяются, это цвет. Я тогда и начал их фотографировать именно из-за цвета, по-моему даже первые мозаики, которые я выкладывал в ЖЖ, так и назывались «Цветные окна города Энгельса».

Идея фотографировать наличники родилась из плаката с дублинскими дверями, который встретился мне на просторах сети. Там было 32 двери - 4 ряда по 8 штук. Поэтому, когда я заметил, что наличники разноцветные, мне попросту пришла идея собрать их также в мозаику и все. Я сфотографировал штук 150, чтобы было из чего выбирать, собрал мозаику и забыл о них.

 
РадимирДата: Понедельник, 25.03.2013, 14:41 | Сообщение # 32
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline

Русская система мер


(длина, объем, площадь, вес)

Несмотря на отсутствие практического применения, названия русских мер продолжают использоваться во фразеологических оборотах и исторических исследованиях.

Меры длины


С древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д.Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.

Русская система мер — система мер, традиционно применявшихся на Руси и в Российской
империи. На смену русской системе пришла метрическая система мер, которая была допущена к применению в России (в необязательном порядке) по закону от 4 июня 1899 года. Применение метрической системы мер в РСФСР стало обязательным по декрету СНК РСФСР от 14 сентября 1918 года, а в СССР — постановлением СНК СССР от 21 июля 1925 года.

mera_chel.jpg (35628 bytes)

mera-dlini.jpg (103461 bytes)

ВЕРСТА - старорусская путевая мера (её раннее название - ''поприще''). Этим словом,
первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Два названия долгое время употреблялись параллельно, как синонимы. Известны упоминания в письменных источниках 11 века. В рукописях XV в. есть запись: "поприще сажений 7 сот и 50" (длиной в 750 сажень). До царя Алексея Михайловича в 1 версте считали 1000 саженей. При Петре Первом одна верста равнялась 500 саженей, в современном исчислении - 213,36 X 500 = 1066,8 м.

"Верстой" также назывался верстовой столб на дороге.

Величина версты неоднократно менялась в зависимости от числа сажен, входивших в неё, и величины сажени. Уложением 1649 года была установлена "межевая верста" в 1 тысячу саженей. Позже, в XVIII веке наряду с ней стала использоваться и "путевая верста" в 500 саженей ("пятисотная верста").

МЕЖЕВАЯ ВЕРСТА - старорусская единица измерения, равная двум верстам. Версту в 1000 сажен (2,16 км)
употребляли широко в качестве межевой меры, обычно при определении выгонов вокруг крупных городов, а на окраинах России, особенно в Сибири - и для измерения расстояний между населенными пунктами.

500-саженная верста применялась несколько реже, в основном для измерения расстояния в Европейской
части России. Большие расстояния, особенно в Восточной Сибири, определялись в днях пути. В XVIII в. межевые вёрсты постепенно вытесняются путевыми, и единственной верстой в XIX в. остается верста "путевая", равная 500 саженям.

САЖЕНЬ - одна из наиболее распространенных на Руси мер длины. Различных по назначению (и, соответственно, величине) саженей было больше десяти. "Маховая сажень" - расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины. " Косая сажен " - самая длинная: расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки. Используется в словосочетании: "у него косая сажень в плечах " (в значении - богатырь, великан)

Эта старинная мера длины упоминается Нестором в 1017г. Наименование сажень происходит от
глагола сягать (досягать) - на сколько можно было дотянуться рукой. Для определения значения древнерусской сажени большую роль сыграла находка камня, на котором была высечена славянскими буквами надпись: "В лето 6576 (1068 г.) индикта 6 дня, Глеб князь мерил ... 10000 и 4000 сажен".

Из сравнения этого результата с измерениями топографов получено значение сажени 151,4 см. С этим значением совпали результаты измерений храмов и значение русских народных мер. Существовали саженные мерные веревки и деревянные "складени", имевшие применение при измерении расстояний и в строительстве.

 
РадимирДата: Среда, 24.04.2013, 23:08 | Сообщение # 33
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Славянские обереги - схемы вышивки



С древних времён Славяне видели этот мир, не так как, как мы воспринимаем его сейчас. Мир для Славян представлялся как таинственный, весь живой и был полон волшебства. Именно благодаря магии, они взаимодействовали с миром. Магия содержала в себе цельное представление о мире, а не была разбита на различные науки. Магия давала возможность получать знания, без докозательств, до которых технология дойдёт веками позже.

Славяне активно использовали обережные символы, для того, что бы оградить себя, от низких энергий, ненужного воздействия или для возможности взаимодействовать с более высокими энергиями.

Всё мирвозрение славян было направлено, для того, что бы тянуться к уровню богов и быть их достойными потомками. Магия пронизывает всю культуру Славян, и Славянские обереги не отьемлимая часть культуры.

Автор побдорки-Велеславова.

«Молвинец»
Обереговый символ, защищающий каждого человека из Родов Великой Расы: от злого, нехорошего слова, от сглаза и Родового проклятия, от наговора и оговора, от навета и извода. Считается, что Молвинец – это великий Дар Бога Рода. Молвинец - умножает силу руководящего слова, усиливает действие приказов и дает дар убеждения.



 
РадимирДата: Понедельник, 29.04.2013, 22:52 | Сообщение # 34
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Изба, избёнка, избушечка…



Изба — старинное русское слово. Различные толкования, пословицы и поговорки.

Изба — слово достаточно древнее. Ещё арабский путешественник X века Ибрагим ибн Якуб описал баню у древних славян под названием itba. В старославянском оно есть в форме истъба и в значении ‘комната’, в древнеруссом — истьба, изъба, изба ‘дом, здание’. Есть оно и в других славянских языках. Найти этимологию этого слова внутри славянской группы этимологи так и не смогли. Пришлось предположить, что оно заимствовано славянами у кого-тоиз соседей. И тут обнаружилось, что есть две группы слов, которые могли послужить источником такого заимствования, одна из них в германских языках, вторая — в романских.

Германские слова, с которыми связывают избу, следующие: древневерхненемецкое stuba ‘теплое помещение’, ‘баня’ (современное немецкое Stube ‘комната’), древнеисландское stofa ‘комната с очагом’ (совр. ‘комната, гостиная’, датск. stue, норв. stova ‘комната’), древнеанглийское stofastove ‘печь, камин’). Этот германский корень был заимствован также венгерским языком (szoba ‘комната’) и даже турецким (soba ‘печь’). Из турецкого он попал к болгарам (устар. соба ‘комната’).

Возможные предки избы из романских языков восходят к народнолатинскому глаголу *extufare ‘испарять, дымить, чадить’. Так получились романские слова: франц. étuve ‘сушильная печь; парильня; баня’, прованс. estuba ‘сушильная печь’, испан. estufa ‘печь, паровая баня, сушилка’, итал. stufa ‘печь’. Восходит глагол *extufare, в конечном счете, к древнегреческому τῦφος ‘дым’.

Взаимоотношения, между славянским, романским и германским корнем неясны. Одни этимологи предполагают, что славянское слово истъба заимствовано из германских языков, но романский корень на него также повлиял, о чем может свидетельствовать начальный гласный звук. Другие считают, что как славянское истъба, так и германское stuba заимствованы из народной латыни.

Но одно безспорно, значение слова «изба» , ИСТЬБА — ‘отапливаемая комната; баня’ (совр. защищающее от холода жилище, отапливаемое изнутри..

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой — «ИЗБА»
изба [изба]
1. ж. 1) Бревенчатый крестьянский дом в деревне.
2) Внутреннее помещение такого дома.
2. ж. 1) Присутственное место (на Руси IX-XII вв.).
2) Орган центрального управления; приказ (на Руси XVI в.).

Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля — «ИЗБА»
ж. (истопка, истобка, истба, изба), избенка, избеночка, избушка, -шечка, -шенка, -шоночка, изобка, избочка умалит. избишка презрительно, избина, избища увелич. крестьянский дом, хата; жилой деревянный дом; жилая горница, комната, чистая (не стряпная) половина; людская или кухня, жилье для прислуги в барском дворе; стар. внутренний покой в деревянном дворце царском; стар. палата, приказ, присутственное место. Избушкой зовут и будку, балаган, сторожку, караулку, маленькое жилье разного вида.

 
РадимирДата: Воскресенье, 12.05.2013, 22:10 | Сообщение # 35
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline

Веник - древний оберег




Если коротко, то отношение к венику в стародавние времена было двойственное. С одной стороны, ему приписывали связь с нечистой силой, с другой – считали средством защиты от множества напастей. Оно и понятно: веник соприкасался с мусором, но и вычищал от него дом. Ну, а теперь – по порядку.

Зачем веник нечистой силе?


Согласно славянской традиции, нечисть могла обернуться веником (или помелом), держать его в руках и волочить его за собой. С оборотничеством – ясно: чтоб не узнали, так сказать, для конспирации. Так что современное шутливое выражение «прикинуться веником» имеет очень даже глубокие корни.

Чтобы скрыть кражу ребенка, его облик придавали тому же венику. Об этом сложены страшные истории вроде такой: «Ребенок все плачет и плачет… Она его взяла и в угол кинула. И ребеночка не стало, только голик лежит». На всякий случай, если кто не знает: голиком называли веник без листьев. Но вы только представьте, какие тестовые испытания на предмет определения подлинности применялись к плачущим детям! Правда, лишь в тех случаях, когда подмечалось, что дитятко будто и не растет вовсе.

 
РадимирДата: Четверг, 23.05.2013, 23:36 | Сообщение # 36
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline

Как сшить русскую рубаху - такую как носили в деревнях наши предки




Для этого понадобятся: - 2 метра белого льна - 0,5 метров красного льна. Пойдёт на ластовицы. На самом деле материала нужно совсем чуть-чуть - 16х32 - учитывая загибы по 1 см.

Для вышивки: красного цвета. Выбирается узор и вышивается гладью (лучше счётной), тамбуром или крестиком. Также имеют место быть комбинированные техники.

Выкройка очень проста, 95% всей работы занимает вышивка, но и она не такая уж и сложная.Для экономии материала предлагаю вот такое расположение полотнищ. Затем, страшно, конечно, но всё надо вырезать.

А теперь о вышивке. Рукава можно смело вышивать, а всё остальное только после того как рубаха уже сшита. (для того чтобы не нарушить рисунок). Изнанка вышивки должна получиться тоже более менее красиво. Узелков делать нельзя!

Считается, что узлы делают для порчи.(мне так сказали) А мы портить никого не хотим,тем более, что без узелков даже удобнее. Все нитки заправляем в в сам узор с изнаночной стороны. Он не распустится, бояться нечего.





Источник
 
РадимирДата: Понедельник, 02.09.2013, 22:20 | Сообщение # 37
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Традиционная символика в славянской вышивке и обереги.



Какие же обереги могут нам пригодиться? Разумеется, наиболее сильными будут обереги ваши личные, передаваемые в семье по наследству: серьги, кольца или перстни, бусы – любая вещь, которая, по преданию, приносит счастье в семейной жизни. Чаще такие предметы передаются по женской линии – кольца и серьги, по мужской реже – ножи, пряжки для ремней. Если в вашей семье таких вещей нет, их придется выбирать самим, а это непросто, если вы не обладаете ярко выраженными экстрасенсорными способностями. Поэтому поговорим о самом простом, но в то же время и очень эффективном средстве. Это – обережные вышивки. Вышивать следует цветы и фигурки, несущие традиционный охраняющий смысл: силуэты коня, собаки, петуха или сказочной птицы с женским лицом. Эти символы родом из времен культов почитания языческих богов и символизируют дружественных нам оберегающих магических существ. Особенно удобно использование обережных вышивок и аппликаций для детской одежды, так как малышам тяжело постоянно носить бусы, кольца или браслеты.

 
РадимирДата: Воскресенье, 06.10.2013, 01:29 | Сообщение # 38
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline

ПЕТРИКОВСКАЯ РОСПИСЬ.



Село Петриковка в Днепропетровской области прославилось благодаря самобытной декоративной росписи, которая возникла вместе с первыми поселенцами во второй половине XVIII века. Это была в первую очередь настенная роспись – орнаментами украшались белые хаты, стены, печи, и в старину каждый мастер стремился превзойти соседей. Чаще всего мастерами Петриковской росписи были женщины, а тех, кто владел этим искусством профессионально, называли чепурушки. Именно они передавали навыки росписи из поколения в поколение.

В основе Петриковского искусства лежит образное восприятие природы, любовь к украинской земле. Орнаментные мотивы, где преобладают яркие, насыщенные тона, привлекают внимание не только колоритом, но и удивительной целостностью творческой идеи. А кажущаяся на первый взгляд простота рисунка в действительности скрывает долгую и кропотливую работу художника, который филигранно изобразил мельчайшие детали картины. Видимо, так и должно рождаться чудо, которому суждено восприятие не глазами, а душой и сердцем. Основными мотивами росписи являются полевые цветы, ветки калины, мальвы, пионы, астры.

 
ГорыновнаДата: Суббота, 19.10.2013, 10:01 | Сообщение # 39
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 695
Статус: Offline
Язык вышивок русского севера.

Из доклада Б.А. Рыбакова. Рожаницы.


Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР академик Борис Александрович РЫБАКОВ, будучи одновременно и археологом, и археографом, и историком фольклора, заслужил огромный авторитет среди серьезных исследователей прошлого и достойно представлял нашу историческую науку на многих международных конгрессах. Он свыше сорока лет возглавлял Институт археологии . Скончался 27 декабря 2001 года на 94-м году жизни.


В Карелии в конце 20 века были найдены на скалах рисунки, высеченные древними людьми 5-6 тыс. лет назад ,названные в последствии Петpоглифами.



Петроглифы содеpжат изобpажения женщин и женщин-лосих в позе pодовых схваток, иной pаз даже с оленьцом.

Рожающие женщины окpyжены новоpожденными лосятами; y женщин четко обозначены гpyди и иногда окpyглый живот; ноги y них pаскинyты и согнyты в коленях, pyки pаскинyты в стоpоны. Одна женская фигypа изобpажена слитно с четвеpоногим тyловищем лосихи. Все женские фигypы на пpибpежных камнях окpyжены большим количеством лосиного молодняка, что воскpешает в нашей памяти дpевний охотничий миф.



Повсеместно на Севере с глубокой древности, начиная с эпох неолита и мезолита был распространен кyльт пpаpодительниц - небесных женщин-лосих. В этих мифах женщины-лосихи, НЕБЕСНЫЕ ХОЗЯЙКИ МИРА, pождают для земли (для людей и звеpей) оленей и дpyгих полезных животных.



Источник


Мнение человека как транспорт - если нет личного, приходится пользоваться общественным.
 
РадимирДата: Суббота, 26.10.2013, 00:20 | Сообщение # 40
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline

Древнерусская деревня: как жили и чем питались наши предки


Если вы думаете, что наши предки жили в просторных, приятно пахнущих сеном домах, спали на теплой русской печке и жили долго и счастливо, то вы ошибаетесь. Так, как вы думали, крестьяне стали жить сто, может сто пятьдесят или от силы двести лет назад. До этого жизнь простого русского крестьянина была совсем иной.

Обычно человек доживал до 40-45 лет и умирал уже стариком. Взрослым мужчиной с семьей и детьми он считался лет в 14-15. Замуж выходили отнюдь не по любви, сватать невесту сыну ходил отец.

Времени на праздный отдых у людей не было вовсе. Летом абсолютно все время занимала работа в поле, зимой заготовка дров и домашняя работа по изготовлению инструмента и домашней утвари, охота. Давайте посмотрим на русскую деревню 10-го века, которая, впрочем, мало чем отличается от деревни как века 5-го, так и века 17-го…

Русская деревня

 
РадимирДата: Суббота, 26.10.2013, 00:30 | Сообщение # 41
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Строительные приметы на Руси


Деревянное строительство на Руси всегда сопровождалось массой суеверий и традиций, предлагаем Вашему вниманию самые интересные из них.

Выбору места для строительства уделялось особое внимание. По народным поверьям, благоприятным местом для постройки дома являлось то, место, где любит отдыхать домашний скот, на котором животные часто лежат, а также место, уже кем-либо обжитое. Считалось, что нельзя ставить дом там, где прежде стояла баня, была дорога либо находились ворота (хозяйство будет скрипеть так же, как и ворота). Так же плохим для строительства деревянного дома местом считался спорный участок земли.

 
РадимирДата: Воскресенье, 27.10.2013, 19:52 | Сообщение # 42
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Традиции русской кухни

Наука геронтология, которая занимается исследованием старения человека, пришла к выводу, что в основном долгожители живут в тех местах, где постоянно проживали они и их предки, а питание принципиально не менялось.
Это подтверждается исследованиями на Украине, где жители на западе страны живут на 10-15 лет дольше, чем на востоке, где много эмигрантов. В Грузии обследовали селения, имеющие одинаковые условия жизни и оказалось, что продолжительность жизни коренного населения на 25-30 лет больше, чем пришлые национальности.

Первое место по продолжительности жизни занимают жители Японии. И это закономерно - островное государство с высоким потреблением морепродуктов. Второе место у французов – на протяжении последних 400 лет особых изменений в наборе продуктов питания нет!

Россия, так уж исторически сложилось, всегда была и, хочется верить, будет аграрной страной. Основным продуктом российского земледелия всегда были злаковые и, в меньшей степени, бобовые культуры. Организм русского человека, на протяжении многих веков (и даже тысячелетий), формировался и эволюционировал на основе структурного состава злаков. Человек и злаки, за время совместного существования, создали неразрывное сообщество.

Только растениям дарована природой способность аккумулировать в себе солнечный свет (энергию) и извлекать питательные вещества из земли. Только растения обладают способностью синтезировать и накапливать в себе необходимые человеку питательные и биологически активные вещества (витамины, минералы, аминокислоты и т.д.). Человеческий организм самостоятельно способен производить лишь мизерную долю веществ, жизненно необходимых ему для полноценного существования. Именно поэтому, человек с незапамятных времен занимается выращиванием растений для пропитания. Самыми ценными и биологически важными из них являются злаки. Без них наше существование немыслимо. Злаки – это спрессованный свет Солнца.

 
РадимирДата: Воскресенье, 15.12.2013, 17:32 | Сообщение # 43
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ ПРОМЫСЛАМ

Русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся еще много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.

Мезенская роспись
http://vk.com/wall-22163635_23996
http://vk.com/wall-22163635_41360
http://vk.com/wall-22163635_11622

Пермогорская роспись
http://vk.com/wall-22163635_29173

Борецкая роспись
http://vk.com/wall-22163635_14264

Северодвинская роспись
http://vk.com/wall-22163635_11306

Декоративная роспись Урала
http://vk.com/wall-22163635_18567
http://vk.com/wall-22163635_31412

Пижемская роспись
http://vk.com/wall-22163635_34776
http://vk.com/wall-22163635_35608
http://vk.com/wall-22163635_35349

 
РадимирДата: Воскресенье, 15.12.2013, 17:50 | Сообщение # 44
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline

В таких домах должны жить русские




Устройство традиционного славянского дома


В нашей славянской культуре существует свои понятия об устройстве дома. Мы знаем, хотя давно не помним откуда, что веник надо держать помелом вверх, что нельзя садиться на углу стола, прощаться через порог, крутить в руках шапку, протягивать соседу нож острым концом и так далее. У нас своя самобытная история, нам есть чем гордиться и есть что почерпнуть из знаний наших предков. Русь – великая держава со своими традициями и обрядами. Русские мастера – гении любимого дела, которые знали толк в строительстве крепких добротных домов из древесины. Именно дерево считалось символом красоты, жизни, величия, которое дарило своим хозяевам тепло и уют. Дом для русского человека был не только кровом, но и настоящим комплексом традиций.



Невозможно переоценить влияние атмосферы нашего дома. Огромную часть нашего времени мы проводим дома. Около восьми часов в сутки мы проводим в постели и остальное время на работе. Атмосфера, обстановка и энергия места влияют на наше настроение, уверенность в себе, отношения с домочадцами и на наш успех в жизни, на то, как мы себя чувствуем на работе. Замечаем ли мы, как по-разному себя чувствуем, заходя в разные помещения? В одном легко дышится, чувствуется какое-то светлое движение воздуха, улучшается настроение, вы получаете удовольствие и расслабляетесь, находясь там. А в другом – с порога на вас обрушиваются плохие предчувствия, нехорошие запахи, темные, неприятные ощущения. Нам хочется поскорее покинуть этот дом. Так что грамотный подход к обустройству жилья никогда не будет излишним.

 
feelkomisДата: Вторник, 24.12.2013, 19:07 | Сообщение # 46
Читатель
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
Я хотел спросить, нашел чердачные лестницы тут (отредактировано модератором) Смогут ли они подойти для дома такого типа? Там просто есть очень похожие варианты, которые могли бы хорошо подойти. А сама идея таких домов мне нравится, хоть мы и наши потомки не будут забывать про наши корни и истоки.
 
ColdflameДата: Пятница, 27.12.2013, 22:18 | Сообщение # 47
Комментатор
Группа: Администраторы
Сообщений: 50
Статус: Offline
ТКАНИ

§ 1. Некоторые крестьянские домотканые ткани

Ватола (дерюга) — самая грубая толстая крестьянская ткань полотняного переплетения из пеньки; шла на мешки, покрытия возов и пр.
Изгребина — грубая ткань из вычесок, оческов, остатков пакли или льняного полотна.
Коломянка — пестрая шерстяная домашнего производства либо одноцветная льняная, фабричная, главным образом светлых тонов, иногда с добавлением пеньки ткань саржевого переплетения; шла на недорогие летние костюмы, офицерские кители и пр.
Китайка — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в синий цвет; шла на рубахи, сарафаны и пр.
Кумач — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в красный цвет; шла на рубахи, сарафаны и пр.
Мухояр — пестротканая ткань из льна с примесью шерсти или хлопка, окрашенных в пряже; шла на верхнюю одежду крестьян, мещан.
Пестрядь — ткань из остатков пряжи разного качества (лен, шерсть) или разного цвета, со слегка шероховатой поверхностью и характерно пестрым цветом, иногда в мелкую клетку; шла на рубахи, сарафаны и пр.
Пониток — полусукно из пеньковой или льняной основы и шерстяного утка; шла на народную верхнюю одежду.
Посконь — ткань из конопляного волокна, грубая, неокрашенная, находившая применение только в крестьянстве у бедняков.
Сермяга — грубое домотканое неокрашенное и неотбеленное сукно серого или бурого цвета, армячина.

 
РадимирДата: Воскресенье, 05.01.2014, 13:57 | Сообщение # 48
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Печь – сакральный смысл дома

На Руси печь считалась целебной. Поэтому ей отводилась важная роль в деревенском укладе жизни. Она кормила, лечила и даже мыла. На ней же ночью укладывались спать.


Часто место на ней доставалось самому почитаемому члену семьи или самому старшему. Здесь же выхаживали недоношенных младенцев.ПЕЧЬ — наиболее символически значимый предмет обихода и является одним из сакральных центров дома.Поскольку же через печную трубу осуществляется связь с внешним миром, ПЕЧЬ сопоставима и с дверью и окнами. Печная труба — это специфический выход из дома, предназначенный в основном для сверхъестественных существ и для контактов с ними: через нее в дом проникают огненный змей и черт, а из него вылетают наружу душа умершего, болезнь, доля, призыв, обращенный к нечистой силе, и т.п.Когда кто-нибудь уходил из дома, ПЕЧЬ закрывали заслонкой, чтобы ему повезло в пути и его не поминали лихом оставшиеся дома. В Новгородской губернии закрывали ПЕЧЬ, садясь ткать, чтобы хорошо удалась работа. В Полесье хозяйка, вынув из ПЕЧИ хлеб, закрывала ее заслонкой, иначе, по поверью, когда она умрет, у нее будет рот «раззявлен». При приближении грозы заслоняли трубу, чтобы черт или другая нечистая сила не могли туда спрятаться и гром не ударил в хату.В Новгородской губернии через трубу также звали пропавший в лесу скот в надежде, что он вернется обратно. В Ровенской области шепчут заговор от укуса змеи в ПЕЧЬ, «штоб у печ пошло». В Житомирском районе рассказывают о случае, когда мать позвала через трубу сына, служившего в армии, после чего на того напала смертельная тоска.На Украине, в Белоруссии и в Польше было принято, что вынув хлеб из ПЕЧИ, нужно бросить туда полено, чтобы хлеб не выводился, «чтобы не зевала ПЕЧЬ», т.е. не было голода в хате. На ночь в ПЕЧЬ клали полено и ставили горшок с водой, чтобы у ПЕЧИ или у огня было что есть и пить.В Вологодской области в печи ещё и парились.

Русская печь свободно вмещала двоих взрослых. Принесут сноп ржаной соломы, сунут в печь и закроют ею весь под, чтобы нигде не прожигало. На шесток положат чистенький половичок, а дальше «разболокайся и полезай!». Из устья пышет жаром, и залезать туда поначалу страшновато. Всё устье чёрное и сажа на нём, как бархат. Но, оказывается, места вполне хватает, и протаскиваешь себя в печь, нигде не коснувшись сажи, и садишься, уминая соломку. Сразу охватывает сухой жар. Раскалённые бело-розовые кирпичи создают в печи какое-то перламутровое сияние. Любители горяченького берут ковш и плещут на них. Но достаточно, помочив веник, потрясти его у себя за спиной. Выдержишь — парься, а нет — ложись головой к устью. Из устья идёт мягкий воздух, дышится легко. Первыми в семье парятся мужики, последними — мать с ребятишками.Русскую печь можно по праву считать гордостью русского народа. Основная ее особенность – сводчатая камера – горнило, которое разогревается до 500°. Это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Разогретое горнило часами хранит тепло, в нем можно томить молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое. Вкус пищи, приготовленной в русской печи удивителен и не сравним ни с чем, тут русская печь вне конкуренции!

Источник
 
РадимирДата: Вторник, 07.01.2014, 23:29 | Сообщение # 49
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Учимся плести пояса. Изучаем приемы «на пальце», «дерганье», ...

 
РадимирДата: Вторник, 18.02.2014, 23:29 | Сообщение # 50
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Детские игрушки на Руси ч.1

Детские игрушки - это достаточно частая находка в культурном слое древнерусских городов, реже - в погребениях. Ассортимент их многообразен, он связан с реальной жизнью, окружавшей детей. Делали игрушки из разнообразных материалов: дерева, древесной коры, кожи, кости, глины. Их классификацию удобнее всего провести с учетом материала, из которого их мастерили.

Большая часть игрушек - самоделки, они изготовлены родителями детей или самими детьми, и только отдельные игрушки - продукция ремесленного производства.

Для игрушек из дерева использовали многие породы деревьев, как лиственных, так и хвойных. Из дерева на Руси в домонгольское время делали игрушечные мечи, кинжалы, ножи, копья, луки со стрелами, кубари, волчки, шары, различные виды кукол, лошадки, различные фигурки зверей и птиц, лошадки-скакалки, чижики, биты для лапты, кнуты. Из дерева, а чаще из коры изготовляли игрушки-лодки. Из дерева мастерили и более крупные изделия - санки, лыжи.

 
Форум » Хронология России и других стран, правда и вымыслы » Мы - славяне! » Быт, украшения, утварь и жилище
Страница 2 из 3«123»
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017 Радимир Коловрат
Сайт создан в системе uCoz