РадиМир - Ради Мiра


На сайте я: Гость в группе "Прохожие " Личных сообщений мне
на Главную                                                            Выйти с сайта
09:00 Понедельник 23.10.2017


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]


Страница 1 из 3123»
Модератор форума: Горыновна, Радимир 
Форум » Хронология России и других стран, правда и вымыслы » Мы - славяне! » Быт, украшения, утварь и жилище
Быт, украшения, утварь и жилище
РадимирДата: Четверг, 27.09.2012, 22:32 | Сообщение # 1
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Домовая резьба. Древние славянские символы

резьба

Сакральные знаки, обозначающие солнце и его ход, птиц и коней — перевозчиков солнца, землю, мировое древо, богинь, ночных драконов, небосвод и небесные запасы влаги и плодородия — все это, с одной стороны, должно было защитить дом и его обитателей от зла и опасностей — поэтому особое внимание уделялось отверстиям, входам в дом — например, дверям и окнам. Так и получилось, что наличники, закрывающие щель между дверной рамой и стеной дома, кроме защиты от холода и сквозняков, должны были защищать еще и от нематериального зла.

Повсеместно разлитой опасности была «противопоставлена повсеместность солнечного света; при этом была подчеркнута закономерность неизбежного прихода солнца в новый день вместе с утренней зарей» (Б.А. Рыбаков)

С другой стороны, изображенная картина мира — от конька до порога и до ворот — делала дом мирокосмом, отражением макрокосма, вписывала его в мир, должна была обеспечить лад, согласие с миром, а следовательно, и благополучие. Таким образом, домовая резьба изначально несла двойную функцию — защитную и обеспечивающую благополучие, и лишь затем, с некоторой секуляризацией мировоззрения, появилась эстетическая функция, резьба например могла подражать городской лепнине, или, в более ранних образцах, белокаменной резьбе храмов, или, если речь идет о Поволжье — корабельной резьбе. Однако, если мы внимательно посмотрим на корабельную и белокаменную резьбу, то в ней также заложен сакральный смысл, используются сакральные символы и сюжеты, общие для разных культур.

Рыбаков в ствих работах выстраивает цепь преемственности сакральной символики, используемой в защитно-заклинательных целях, от каменного века до этнографических данных. Есть специалисты, которые не согласны с эти подходом, считая. что нельзя выстраивать столь прямую линию. Однако, с нашей точки зрения, нельзя отрицать устойчивое использование определенной символов на протяжении практически всей истории человечества, при этом, конечно изменялись оттенки смысла, менялась область использования. О наличие защитной орнаментации домов и предметов быта говорят материалы раскопок Трипольской культуры. Фрагменты домовой резьбы были обнаружены и при раскопках древнего Киева, и Великого Новгорода. Исторические источники говорят о бытовании резьбы на Руси. К сожалению, дерево — не слишком долговечный материал, поэтому действительно сложно выстроить непрерывную материальную цепочку между материалами раскопок, средними веками и основной массой этнографических образцов, относящихся большей частью к 19 и 20 векам и испытавших влияние городской культуры.
На наиболее старых образцах мы можем обнаружить практически всю традиционную картину мира, более современные образцы тяготеют к большей орнаментальности, однако и в них оказываются включенными сакральные символы.

 
РадимирДата: Четверг, 27.09.2012, 22:45 | Сообщение # 2
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Тень дракона. Итоги экспедиции (август 2009)


Отголоски языческих культов дожили до 19 века и в фольклоре, и в домовой резьбе. Домовая резьба и наличники в частности — это не только своебразие художественных традиций определенного региона, в них отпечатались древние, ещё языческие предствления. Исходя из логики традиционной культуры на дом, как на родовой микрокосм, не станут помещать что попало, в особенности — на окна, который должны быть защищены от напастей, будь то моровое поветрие или дурной глаз. Семантика домовой резьбы направлена, с одной стороны, на оберегание, с другой — на привлечение благополучия. В целом домовая резьба воспроизводит традиционную картину мира — от небесных сфер, и дневного солнца, до мира подземного и ночного солнца. Выделяют стилизванные великой образы богини, рожаниц и ящеров-драконов. Разбирая семантику наличников, Б.А.Рыбаков, автор фундаментальных исследований по древнерусскойкультуре, указывает на символические головки ящеров внизу наличника.

Б.А. Рыбаков — один из немногих исследователей, чуть ли не единственный, который подробно анализирует культ ящера у славян. В некоторых работах он связывает образ ящера и образ дракона. Зачастую мастера, взяв за образец «западного» дракона, на самом деле изображали ящера, культ которого им был знаком.

Есть регион, где в домовой резьбе вы увидите драконов. Под крышей, на наличниках, на стенах дома. С лапками, хвостами и иногда - крыльями.

Сюжет змеи-драконы называется как бытующий в Верхнем Поволжье в книге А. Скворцова «Русская народная пропильная резьба». Автор ссылается на культ змеи — дракона, не упоминая ящера — но похоже, что с древним ящером мы сталкиваемся, когда видим драконов в домовой резьбе..

Совсем не похожи драконы на стилизованных ужей-господариков, оберегающих дом. Сложно поверить, что у ужей отросли лапки, ушки, гребни, иногда и крылья. Хотя вообще-то в процессе стилизации обычно детали скорее сглаживаются и «отваливаются», или переходят в растительный орнамент. Да и культ ужа характерен для более южных регионов, а вот для Северо-Запада в качестве домашних почитаемых тварей летописцы упоминают нечто ящеро- или саламандрообразное, на коротких лапках. Кстати, в время опросов в экспедициях в Псковскую и Новгородскую область до сих пор рассказывают былички про страшных черных ящериц с гребнем, длинным языком и красными глазами, которые не то летают, не то далеко прыгают — то есть сей мифологический персонаж дожил в фольклоре до наших дней. Трансформация же оценки с позитивного на негативный — вполне известное явление.

Идея о ящере пришла в голову в городе Ростове (Великом). В этом городе на наличниках живут драконы. А в экспозиции Кремля в зале археологии вместе с прочими артефактами находится маленькая культовая костяная подвеска-ящер. Этот зверь был найден в 1992 году при раскопках Ростова, и специалисты относят его к славянским древностям.



 
РадимирДата: Пятница, 19.10.2012, 00:08 | Сообщение # 3
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Резьба по дереву в Древней Руси

"Славяне были дикими, ничего делать не умели..."

Ремесло резьба по дереву, применялось на Руси с древнейших времён. Правда до нашего времени дошли лишь некоторые образцы. Это произошло вследствие их небольшой стоимости и хрупкости самого материала, из которого они состоят. Из дерева мастера и простые люди изготавливали фигурки зверей, птиц, различные обереги, которые передавались из поколения в поколение. Жители того времени верили, что дерево является связующим звеном между солнцем и обычным человек



Но, очень часто изделия из дерева носили чисто практический характер или были культовыми предметами, которыми пользовалась практически вся семья.



По некоторым письменным источникам, которые дошли до наших дней, мы можем судить о культуре того времени, когда они были изготовлены. Ведь изготовлением этих изделий занимались ещё древние славяне, которые населяли территорию современной европейской части России. Так как изготовлением подобных предметов занимались в основном мастера, то дерево приобретало как бы вторую жизнь.

 
РадимирДата: Пятница, 19.10.2012, 00:16 | Сообщение # 4
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА ДЕРЕВЯННОЙ ПОСУДЫ



На Руси традиционно посуда была деревянной. Причём не каждое дерево годилось для её изготовления. Большое значение имели лечебные свойства древесины.

Так, считалось, что посуда из липы обладала противовоспалительными свойствами, из рябины — оберегала от авитаминоза. Ели деревянными ложками из деревянных плошек, пользовались деревянными мисками, ковшами и кувшинами. Кроме этого, плели посуду из бересты — солонки, туески для хранения муки, круп.



Известно, что кора берёзы обладает многими лечебными свойствами — от бактерицидных до тонизирующих. Так организм наших предков постепенно накапливал целительные свойства деревьев.

Издавна считалось, что деревянная посуда помогает наладить отношения с семьей, кровными родственниками.

 
РадимирДата: Среда, 07.11.2012, 23:01 | Сообщение # 5
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
ПОДСТАКАННИК

− подставка, охватывающая и поддерживающая стеклянный стакан, в большинстве своем циллиндрической формы, имеющая ручку для того, чтобы наслаждаться горячим чаем, не обжигая ладони.



Считается, что в Дореволюционной России, женщинам разрешалось пить чай из фарфора, а мужчинам только из стекла... Сами понимаете, что чай в Дореволюционной России был горячим, стекло нагревалось, а значит, возникла предпосылка к появлению некого устройства, которое служило бы для того, чтобы защищать нежные ладони мужчин. В любом случае, так это было или нет, но точная дата изобретения подстаканника не запечатлена в истории. Случилось это потому, что, в начале своего жизненного пути подстаканник выполнял только техническую функцию. Выглядел подстаканник в то время, наверное, более чем неказисто и нереспектабельно…

Как предмет, знакомый нам, подстаканник оформился в конце восемнадцатого века. Именно с этого периода есть упоминания о подстаканнике, как об элементе русского чаепития с самостоятельной художественной ценностью.

 
РадимирДата: Вторник, 20.11.2012, 23:43 | Сообщение # 6
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Банный веник



Обычай ходить в баню с веником уходит корнями к самым истокам зарождения бани на Руси. Древнеславянские племена широко использовали в бане веники из березы, дуба, клена и других растений. Недаром народная мудрость гласит: «В бане веник — главный», «В бане веник дороже денег», «Баня без веника — что самовар без трубы». Почему наши предки так относились к веникам? Что они в этом нашли?

Похлестывание веником тела — это своеобразный массаж, усиливающий кровообращение, способствующий последующему контрасту температур, более интенсивному потоотделению и усилению обмена веществ. Применение веника помогает открытию кожных пор и вымыванию из них различных шлаков и микробов. Воздействие на кожу летучими веществами — фитонцидами, содержащимися в листьях веника, нейтрализует действие различных болезнетворных микробов. Эфирные масла, попадающие на кожу, улучшают обмен веществ, препятствуют преждевременному старению кожи. Не случайно в народе говорят: «В тот день не старишься, который в бане паришься».

Для парения используют березовые, дубовые, можжевеловые, эвкалиптовые или даже крапивные веники. Есть также и другие, более экзотические виды веников.

У каждого из них свои особенности:

- березовый и дубовый, хорошо нагоняют жар, массируют кожу;
- эвкалиптовый, придаст неповторимый аромат;
- можжевеловый будет способствовать улучшению кровообращения;
- крапивный, является отличным средством при радикулитах и заболеваниях суставов.

Как заготовить веник самому?

В экологически чистом лесном районе срезать ветки желаемой породы дерева длиной 50 см. Собрать их в букет, туго перевязать веревкой и обрубить концы для ровности. Ветки следует брать от здорового дерева не нанося ощутимый вред растению. Сушить и хранить веник лучше всего в сухом, теплом, темном месте, В подвешенном состоянии - для пышности, в лежачем положении чтобы он принял плоскую форму, кто как любит.

 
РадимирДата: Понедельник, 03.12.2012, 23:57 | Сообщение # 7
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Орнаменты домовой резьбы

Символика, используемая в традиционных мотивах домовой резьбы имеет не только эстетический, но и глубокий этический смысл. По сути, определённый набор символов, нанесённый вокруг «незащищённых» участков дома, является оберегом. Считается, что неправильное сочетание символов может быть не только бесполезно, но и вредоносно.

Орнамент обычно классифицируется на  зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный. Орнаментика резьбы консервативна и очень традиционна. Именно благодаря стойкости культурных традиций, мы получаем возможность видеть древние символы, элементы, украшавшие жилища наших предков.

Идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. По представлениям древних славян, анимистическая повсеместность рассеянного в природе зла была столь велика, что ей не мог противостоять человек. Поэтому человек должен был защитить себя с помощью охранительной символики. Защищали прежде всего свои дом и одежду.

Орнаментировали дом доброжелательными языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание, что и в архитектуре, и в одежде был проведен последовательно один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента — орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные «злыдни» могли проникнуть к человеку. Декоративные (а в свое время магическо-заклинательные по смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное «священное» изображение (конь, олень, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома — щипец крыши.

«Сумма подобных оберегов, постоянно присутствующих на всех уязвимых участках дома, и превращала каждую «хоромину» в недоступное для «навий» убежище всех членов семьи» (Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси). Внутри дома все обиходные предметы тоже были покрыты охраняющими знаками, облегчавшими одоление зла внутри убежища. Традиционно в домовой резьбе славянского жилища большое внимание уделялось окнам, через которые могли проникнуть «вездесущие навьи». Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло вызвать болезнь, — все это преображалось в сознании древних в образы невидимых, неосязаемых «навий», несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон было всегда очень значимым элементом, ведь оконный проем — это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища.

Сибирские переселенцы XVII века, осваивая Западную и Восточную Сибирь, несли с собой традиции домовой резьбы Русского Севера и средней части России, которые, в свою очередь, были основаны на древнеславянских языческих представлениях. «Изба русского крестьянина — это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал. Эти орнаменты и детали — это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» (Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония).

 
РадимирДата: Вторник, 04.12.2012, 00:05 | Сообщение # 8
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Конек на крыше деревянного дома

Конёк на крыше дома

Одно из ярких описаний коньков на крышах тоже принадлежит перу С. Есенина:
«…музыка и эпос родились у нас вместе через знак древа , – заставляет нас думать об этом не как о случайном факте мифического утверждения, а как о строгом вымеренном представлении наших далеких предков. Свидетельство этому наш не поясненный и не разгаданный никем бытовой орнамент.

Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях , голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека.

Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице. Ни Запад и ни Восток, взятый вместе с Египтом, выдумать этого не могли, хоть бы тысячу раз повторили себя своей культурой обратно. Это чистая черта скифии с мистерией вечного кочевья. «Я еду к тебе, в твои лона и пастбища», — говорит наш мужик, запрокидывая голову конька в небо.

Деревянный дом севера строился конем. Верхний контур двухскатного фронтона дома представлял небосвод, по которому вращалось солнце, в своем ежедневном движении от востока к западу, через священную точку полдня на полотенце под коньком. Соединение колесовидного солнца с фигурой коня над кровлей подчеркивало динамизм строения, по которому светило ежедневно совершало свой путь от одного нижнего конца кровли вверх к щипцу, к коньку и далее вниз к другому нижнему концу кровли.

 
РадимирДата: Вторник, 04.12.2012, 00:10 | Сообщение # 9
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Русская система мер



Для определения размеров будущих построек русскими плотницких дел мастерами была выработана система простых отношений, в основе которой лежала русская система мер, тесно связанная со средними размерами человеческого тела

 
РадимирДата: Четверг, 13.12.2012, 23:30 | Сообщение # 10
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Самовар



Самова́р — устройство для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров — керосиновые, электрические и пр. В настоящее время почти повсеместно вытеснены электрическими чайниками и чайниками для плит.

Самовар является, в некотором роде, символом русского быта.

Устройство самовара

Несмотря на разнообразие форм, устроены самовары одинаково.


Каждый самовар состоит из нижеперечисленных частей:
Стенка (основная часть самовара, куда наливается вода для кипячения)
Кувшин (внутренняя труба в самоваре, куда кладётся топливо: сосновые шишки, ветки, щепки, угли)
Круг (литое кольцо, которое находится на верхней части стенки)
Шейка (низ самовара)
Поддон (основание самовара)
Ручки
Репеёк (фигурная пластина, прикрепляемая к стенке самовара, в которую врезается кран)
Ветка (ручка крана, которая может быть самых разнообразных форм и декоративных украшений)
Конусный кран
Донышко
Душничок (отверстие на крышке самовара для выпускания пара при кипячении воды)
Подшишки (гвозди для прикрепления деревянных шишек)
Конфорка (приспособление для установки заварочного чайника и для осуществления тока воздуха, если конфорка закрыта крышкой)
Заглушка (колпачок, чтобы закрывать кувшин)

 
РадимирДата: Четверг, 20.12.2012, 02:35 | Сообщение # 11
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
«Что нам стоит дом построить?»

Такой вопрос задавала некогда популярная песня и тотчас бесхитростно отвечала: «Просто вырыть котлован…» – и далее перечислялись едва ли не все этапы современного строительства. Между тем сооружение жилого дома, превращённое ныне в простой технический акт, для наших предков славян было исполнено глубочайшего, интимнейшего религиозного смысла. В древности каждый человек строил жильё для себя и своей семьи сам, – если требовалось, на помощь звали родственников, соседей, друзей. «Чужие руки» (артели профессиональных строителей-плотников) появились достаточно поздно, а когда появились, на них стали смотреть не только как на мастеров своего дела. Ещё в начале ХХ века их считали могучими колдунами, «знающими» людьми, властными над жизнью и смертью живущих в выстроенном ими доме. Почему так?

Когда воздвигалось жилище или другая значительная постройка (крепость, храм), наши предки чувствовали на своих плечах тень Богов, создавших и упорядочивших Вселенную.

Учёные пишут: древние племена лесной зоны Европы нередко строили дома и священные храмы (в том числе христианские) таким образом, что внутри помещения оказывались живые деревья. Чаще всего это были «благородные» деревья (дубы, ясени, берёзы), и притом почитаемые, овеянные легендами, наделённые, по мнению древних, божественной благодатью. Не правда ли, такая конструкция дома сразу заставляет вспомнить представления об организации Космоса, бытовавшие у наших языческих предков? И сходство это не случайно. Дерево, растущее внутри дома, было для славян (и не только для славян) зримым воплощением Мирового Древа, зиждущего Вселенную: Землю и все девять небес. Отголосок этого древнего верования прочно держался в разных местах России ещё в начале ХХ века в некоторых обрядах, связанных со строительством. Вот наиболее наглядный пример. Затевая постройку, выкапывали с корнем деревце и утверждали его на месте будущего сруба – посередине избы либо в красном, «святом» углу. Там оно и оставалось до завершения строительства, а то и долее. В Дмитровском крае для этой цели предпочитали рябинки, в Калужской губернии – дубки, на Верхней Волге – елочки и берёзки, в Западной Сибири – молоденькие кедры: «Вот тебе, суседушка (имелся в виду Домовой), тёплый дом и мохнатый кедр!»

Языческая символика при этом часто дополнялась христианской иконкой, которую иногда прикрепляли к деревцу. А порою (во Владимирской губернии, например) вместо деревца ставили деревянный крест, специально изготовленный перед началом работы. Интересно отметить, что крест в данном случае ставился не просто «для святости» и уж вовсе не в противовес языческим деревцам. Дело в том, что, согласно христианской традиции, Голгофа, где принял крестные муки Иисус Христос, является центром Вселенной; по преданию, на этом месте был сотворён и впоследствии похоронен Адам; рассказывалось также, что Голгофа, как «вершина мира», не была залита и во время библейского потопа. А стало быть, крест, возводимый на месте будущего дома, нёс ту же смысловую нагрузку, что и Мировое Древо язычников. Человек собирался создавать Вселенную – маленькую, «домашнюю», но вполне настоящую, – и её следовало должным образом «урядить».

По мнению древних, всеми своими навыками и познаниями человечество обязано Богам. Буквально всё, от бытовых мелочей до самых важных деяний, «в самый первый раз» было совершено или опробовано Богами на заре времён и лишь потом передано ими людям. Так, в сражении с врагом славянскому воину не требовалось особенно напрягать воображение, чтобы ощутить себя Перуном, разящим зловредного Змея. Обнимая любимого, славянская женщина порой отождествляла себя с Землёй, когда-то вступившей в брак с Небом: людская любовь мыслилась сознательным подражанием любви Богов. Вот и дом не просто возводился по священному образцу: самый акт строительства являлся священнодействием, будучи в определённой степени равен сотворению мира. Конечно, это подразумевало не только определённое отношение к делу, но и огромное количество магических действий, связанных с оптимальным выбором материала для постройки, выбором места для будущей «домашней Вселенной», выбором времени начала строительства, с разными этапами и деталями стройки и, наконец, с переездом в новую избу.

 
РадимирДата: Четверг, 20.12.2012, 02:35 | Сообщение # 12
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Фрагмент картины Васильева «Деревня»

В те далекие времена, когда наши предки жили еще отдельными разрозненными племенами, в те времена, когда еще только зарождался русский народ, так широко и просторно расселенный, мы и начинаем наше небольшое исследование, посвященное роли и месту деревянного дома в жизни древнерусского народа. Не претендуя на полноту изложения, углубимся в отдаленные от нас времена.

Как известно из "Повести временных лет", Русь была основана в 862 году, что послужило мощным стимулом к развитию экономической, культурной, социальной, а также многих других сфер жизни человека. Обширная территория зарождавшегося русского государства была настолько великой, что племена людские жили мирно, не ощущая никакой нужды в нападении с целью захвата территории, поскольку места для жительства было предостаточно. Чтобы внимательно осмотреть то время, а также вопрос, связанный с жилищем древних славян, давай обратимся к их быту и посмотрим на то, где и как они жили.

 
РадимирДата: Суббота, 29.12.2012, 18:31 | Сообщение # 13
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Четырехстенок, пятистенок и шестистенок



Давным давно Русь была деревянной. Лесные чащи давали нескончаемое количество строительного материала. Труд наших далеких предков превращал лес в шедевры деревянного зодчества. Этими шедеврами были крепости, хоромы, церковные постройки, но самым первым и самым главным все равно оставалась Русская изба. Именно изба была простым и лаконичным строением, с одной стороны и самым массовым, с другой. Русская изба, несмотря на некий примитивизм, прошла сложный путь развития. Все началось с обыкновенной деревянной «клети», ныне именуемой срубом. Так вот, теперешний «сруб» – самый примитивный вариант деревянного дома. Со старых времен сруб (или четырехстенок) прошел такой же длинный путь эволюции, как первый паровоз, развившийся в магистральный локомотив. Но обо всем по порядку.



Четырехстенок – первый и старейший тип Русского жилища. За кажущееся примитивностью скрывается удобная и весьма совершенная конструкция жилого дома. Еще бы! Толстые деревянные стены могли укрыть от любого мороза и лютых ветров. Именно четырехстенок представлял из себя рубленную «клеть», простую, но вместе с тем, весьма совершенную конструкцию. Да, четырехстенок был оптимальным для Южной и средней Руси, но для севера подобный конструктивный тип не годился. Стоит сказать, что за не имением лучшего, четырехстенки строились и на севере, но тут суровые природные условия вынудили вводить коррективы в образ идеальной русской избы.

Наиболее ранние принципы строительства Русского народного жилища могут показать только старинные жилые дома, уцелевшие в районах первоначального заселения Урала, Севера и Сибири. В селениях, затерявшихся среди скал, лесов и пустырей, в силу предопределенной самой природой консервативности и замкнутости, сохранился старинный уклад жизни. С течением времени новые традиции так же вносили и новые композиционные приемы, а так же планировочные решения, надолго определившее облик русской деревни.

 
РадимирДата: Суббота, 29.12.2012, 18:34 | Сообщение # 14
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Сруб из-под топора, старинная рубка



Сруб, построенный топором более долговечен, нежели пиленный сруб. Топор уплотняет волокна древесины и делает их крепче. Бензопила же рвёт дерево, что способствует быстрому гниению.



Источник
 
РадимирДата: Суббота, 29.12.2012, 18:39 | Сообщение # 15
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Деревянное зодчество без единого гвоздя



Мастера современности пытаются возродить неповторимые технологии строительства наших предков. Наверное, Вы слышали, что в некоторой части России, а также на Севере еще сохранились уникальные памятники деревянного зодчества, в которых главная изюминка – это строительство деревянных сооружений без единого гвоздя.

Некоторые знакомы со знаменитым музеем, который находится на острове Кижи, где возведен неповторимый по архитектурному исполнению можно сказать – произведение деревянного зодчества, Преображенский Собор.

По легенде, плотник по имени Нестор, который руководил всем строительством, а так же сам помогал возводить этот храм, по окончанию работ выбросил свой топор в речку Онегу, дабы никто и никогда не смог повторить его уникальное творение. Храм, начала IVIII в. построен при помощи только топора и долота, без каких либо скреп, гвоздей и других соединений. Полностью деревянные не только храм, но и купола с крестами в этом храме.

В районе Торжка, в деревне-усадьбе под названием Васильево, тоже имеется Старо-Вознесенская церковь, которая также знаменита тем, что построена из одного дерева, без помощи скреп и гвоздей.

Есть и примеры строительства в быту древних зодчих по этой старинной технологии. Это деревянный сруб дома из бревна, находящийся в деревне-музее Хохловка. Он тоже срублен без единого гвоздя и, по такому же принципу построена соседняя конюшня и баня.

Сергиево-Посадский район, строительная площадка плотницкой артели «Новое-Старое». Здесь начинается строительство часовни в традициях Русского деревянного зодчества. Без единого гвоздя.





Источник
 
РадимирДата: Суббота, 29.12.2012, 18:50 | Сообщение # 16
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Чашки, стяжки, шпильки. Секреты ручной рубки



Много разных «почему» с опозданием задают себе владельцы рубленных деревянных домов и загородных коттеджей, ответы на которые им следовало бы получить ещё до начала строительства.

– Почему стены некоторых домов нужно постоянно проконопачивать или даже утеплять?
– Почему через 2-3 года между брёвнами образовались щели в несколько сантиметров?
– Почему в одном доме кровать можно поставить в углу или у окна, не опасаясь сквозняков, а в другом спальное место должно находиться у внутренней стены?
– Почему на стенах из круглого бревна появились глубокие боковые трещины, в которых постоянно скапливается влага?
– Почему в перерубах начинают развиваться плесень и грибки?

Европейские технологии

Постараемся раскрыть тонкости строительства рубленых деревянных домов, чтобы вам стало более понятно, за что вы платите деньги, заказывая себе сруб в той или иной строительной компании. На чём можно сэкономить, а на чём экономить недопустимо.

 
РадимирДата: Суббота, 29.12.2012, 19:12 | Сообщение # 17
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Терем с родословной - интерьерные решения деревянного дома

Деревянные дома и их интерьеры

Это поистине уникальный объект - похожий на сказочный терем особняк, выстроенный по индивидуальному проекту в далеком сибирском поселке. Удивительные интерьеры дома оформлены (по большей части вручную) по авторским эскизам, благодаря чему выглядят декоративно насыщенными.

В свое время на месте деревянного терема стоял каменный дом, выполнявший функции дачи.
С годами он устарел, и владельцы (супружеская пара с двумя дочерьми) захотели выстроить вместо него настоящее родовое гнездо с историей, где царили бы семейный уют и комфорт, где собирались бы не только домочадцы, но и друзья.

 
РадимирДата: Понедельник, 31.12.2012, 15:05 | Сообщение # 18
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Старинные домашние обереги

Старинные домашние обереги, какие они были? Искусство гармонизировать пространство вокруг себя существует тысячи лет и помогает создать в доме благоприятную атмосферу. Были свои секреты и у наших предков.

Оказывается, не только китайцы с их искусством фэн-шуй умели жить в гармонии с окружающим миром, но и наши прародители, славяне, также тысячелетиями справлялись с этой задачей и знали, как организовать пространство и сделать атмосферу в доме благополучной.

Ведь дом — это тоже живой организм со своей энергетикой, душой и потребностями. Славяне издревле украшали, оберегали и охраняли его с помощью магической силы оберегов. Предки знали, как защитить жилище от всякой нечисти и наполнить его благополучием, миром, удачей и счастьем! А это — самое главное: тогда и люди, живущие в нем, счастливы.

Домашний очаг

Специальные ритуалы начинали проводить еще перед постройкой дома: выбранный участок земли обкатывали по всему периметру глиняным шаром, который затем закапывали. А в землю на этом месте прятали монеты, чтобы в доме водились деньги. Под порог клали еловую ветку или зубчик чеснока — они не пускали в дом плохого человека. Окна делали небольшие, чтобы нечистой силе сложно было проникнуть в жилище. Пучки сухих трав (зверобоя, полыни) развешивали на окнах, а на ночь — «закрещивали» (крестили), чтобы «запечатать» проход между нашим и потусторонним мирами.

Особого внимания в доме заслуживала печь. Она не только была местом для приготовления пищи, но и являлась символом сплоченности семьи, тепла, уюта — всего того, что сейчас называют «домашний очаг». Ее регулярно белили, украшали орнаментом, содержали в чистоте. Еще в избе обязательно была икона. Как правило, с изображением Божьей Матери. Когда-то ее место занимала Берегиня — славянская богиня, породившая вес живое и охраняющая его, а затем уже в христианскую эпоху она трансформировалась в Богородицу. От ее имени и происходит слово «оберег».

 
РадимирДата: Понедельник, 07.01.2013, 00:46 | Сообщение # 19
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Русская изба: ковчег среди лесов

Русская изба: ковчег среди лесов.
Архитектурно-этнографический музей "Семенково", под Вологдой.

Утром светило солнце, да только воробьи шибко раскричались — верная примета к метели. В сумерках повалил частый снег, а когда поднялся ветер, запуржило так, что и протянутой руки не разглядеть. Бушевало всю ночь, и на следующий день буран не растерял силы. Избу замело до верха подклета, на улице сугробы в человеческий рост — не пройти даже к соседям, а за околицу села и вовсе не выбраться. Но идти никуда особо и не нужно. Разве что за дровами в сарай-дровяник. Припасов в избе хватит на всю зиму. В подклете — бочки и кадушки с солёными огурцами, капустой, грибами и брусникой, мешки с мукой, зерном и отрубями для птицы и другой живности, на крючьях сало да колбасы, вяленая рыба; в погребе в бурты засыпаны картошка и прочие овощи. И на скотном дворе порядок: две коровы пережёвывают сено, которым до крыши завален ярус над ними, свиньи похрюкивают за загородкой, птица дремлет на насесте в выгороженном в углу курятнике. Прохладно здесь, но мороза нет. Сложенные из толстых брёвен, тщательно проконопаченные стены сквозняков не пропускают и сохраняют тепло животных, преющих навоза и соломы.

А в самой избе о морозе и вовсе не помнится — жарко натопленная печь остывает долго. Вот только детишкам скучно: пока буран не кончится, из дому поиграть, побегать не выйдешь. Лежат на полатях, слушают сказки, что рассказывает дед…

Самые древние русские избы — до XIII века — строили без фундамента, почти на треть зарывая в землю, — так было проще сберечь тепло. Выкапывали яму, в которой принимались собирать венцы из брёвен. До дощатых полов было ещё далеко, и их оставляли земляными.

На тщательно утрамбованном полу из камней выкладывали очаг. В такой полуземлянке люди проводили зимы вместе с домашней живностью, которую держали ближе к входу. Да и дверей не было. Совсем небольшое входное отверстие – только бы протиснуться — прикрывали от ветров и холодов щитом из полубрёвен и матерчатым пологом.

 
РадимирДата: Вторник, 08.01.2013, 20:52 | Сообщение # 20
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline

Удивительный дом Сергея Ивановича Кириллова



Удивительный дом Сергея Ивановича Кириллова

Кунара (близ Екатеринбурга) была подгородная деревушка, куда купцы ездили кутить. Там шли деревенские посиделки и супрядки… Деревня была небольшая, но богатая, как все раскольничьи деревни. Она пользовалась плохою репутацией, как притон бродяг. Искони здесь утвердился своеобразный кустарный промысел приготовления домашним способом ассигнаций. И что же мы увидим при въезде в эту деревеньку?

Герб СССР, кресты и купола церквей, всадники на коне, женихи с невестами, дети, голуби, котята, сотни кованых цветов и тысячи каких-то симпатичных завитушек — такое ощущение, что этот дом создавала рука ребенка. И все это венчают строки из песни:

Пусть всегда будет Солнце
Пусть всегда будет небо…


Первое впечатление раскрывшейся психоделической картины: перед тобой огромный печатный пряник. И лишь по какому-то недоразумению его ещё никто не съел. Это самое настоящее воплощение коммунизма, выраженное в архитектуре.

 
РадимирДата: Вторник, 08.01.2013, 22:40 | Сообщение # 21
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline

ДОМ-ПТИЦА И ПТИЦА В ДОМЕ — Из ИСТОРИИ РУССКОЙ ИЗБЫ



ДОМ-ПТИЦА И ПТИЦА В ДОМЕ — Из ИСТОРИИ РУССКОЙ ИЗБЫ
Кандидат географических наук Лев БАНЬКОВСКИЙ (г. Березники).

Испокон веков, наблюдая за птицами, люди восхищались их привязанностью к своему гнезду, речке, озеру, урочищу. А первое появление в весеннем небе стай вернувшихся на гнездовья перелётных птиц люди с давних времён отмечали как праздник, возвещавший о наступлении в природе нового цикла активной жизни. Неслучайно человек посвятил птичьим сюжетам немалые разделы народного быта и декоративно-прикладного искусства. Да и первые жилища Северного и Среднего Урала — прикрытые широкими скатами крыш избы — можно назвать избами-птицами.

С конца XI века Урал активно начали заселять славяне. Характеризуя этот процесс, знаменитый историк В. О. Ключевский образно говорил: «По условиям исторической жизни и географической обстановки оно (славянское население. — Л.Б.) распространялось по равнине не постепенно, путём нарождения, не расселяясь, а переселяясь, переносилось птичьими перелётами из края в край, покидая насиженные места и садясь на новые».

Корни старожильческого населения Северного и Среднего Урала находятся в краях, изобилующих птицами, — на берегах рек Северной Двины, Пинеги, Мезени, Ижмы, Печоры. Эту землю в России издавна называли Поморьем. Если отталкиваться от образного определения Ключевского, становится понятным, почему в народном обиходе (прежде всего у первопоселенцев) были распространены понятия «присаживаться» и «садиться». Их использовали не только по отношению к народам и поселениям, но и к семьям, и даже к отдельным людям, облюбовавшим для дальнейшей жизни участок суровой североуральской земли.

Оказавшийся на Северном и Среднем Урале русский человек как будто и не вышел за пределы привычной для него климатической зоны с длинной, суровой зимой. Однако совершенно новыми для первопоселенцев здесь стали обильные годовые осадки у подножия Каменного Пояса, огромным барьером вставшего на пути влажных северо-западных атлантических ветров. Вот по этим-то обстоятельствам поморский человек и вынужден был «садиться» на Урале поособому, создавая местный, пермский, вариант своего обиталища.

 
РадимирДата: Вторник, 15.01.2013, 23:06 | Сообщение # 22
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline

Влияние русского домостроительства на зодчество скандинавских стран


Влияние

Наиболее важным элементом и яркой отличительной чертой традиционного русского зодчества является срубная конструкция. Корни классического русского сруба восходят к дьяковской культуре, которая была распространена на землях средней России в 7 в. до н.э. – 6 в. н.э.

На первом этапе дьяковской культуры наблюдается большое разнообразие домостроительных традиций, включая «жилые стены» (дома по периметру поселений, служившие одновременно стенами), многокамерные «длинные дома», небольшие круглые землянки. Классические образцы «длинных домов», разделенных на комнаты-отсеки с открытыми очагами внутри, обнаружены на московском Дьяковом городище, давшем название всей культуре. Они имели двускатные крыши, державшиеся на центральных столбах, и стены из столбового каркаса и плетня.

Влияние

 
РадимирДата: Среда, 16.01.2013, 22:52 | Сообщение # 23
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline

Сборник "Мотивы русской архитектуры" (1874-79 гг.)


Мотивы

Мотивы

Мотивы русской архитектуры (1874-79 гг.)

 
РадимирДата: Пятница, 18.01.2013, 22:04 | Сообщение # 24
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline

Деревянное архитектурное наследие в России



Деревянное архитектурное наследие в России

В городах и селах России много крупных, отовсюду и всем видных деревянных архитектурных сооружений – замечательных храмов разного времени. Есть и люди, которые хорошо знают о существовании построек прежних веков, ценность их понимают, пытаются заботиться об их сохранности. Вместе с тем абсолютное большинство россиян старую архитектуру не замечает: смотрит как бы мимо памятников.

Такая невнимательность, рассеянность большинства наших сограждан объяснима. В советские десятилетия власть очень старалась закамуфлировать от народа красоту церквей именно потому, что храмы – это золотая часть многовекового архитектурного наследия. И теперь нужно специально учить всех невнимательных умению смотреть на окружающий мир так, чтобы видеть истинные богатства национальной культуры. Не последнюю роль в таком обучении должны играть средства массовой информации, но они, за редким исключением, заняты совсем другим. Только такое неординарное по трагичности происшествие, как пожар московского Манежа, уничтоживший уникальные деревянные перекрытия, привлекло некоторое внимание журналистов разного профиля. Но и в этом случае было больше интереса к событиям вокруг Манежа, чем к судьбе собственно памятника.

На просторах России дерево издревле являлось основным строительным материалом. Веками продолжались традиции деревянного зодчества, на основе которых были созданы уникальные храмы-памятники, не имеющие аналогов в мировой архитектуре. Многие из них – самые крупные деревянные постройки в Европе. Однако только одна Преображенская церковь (1714 г.) в Кижах, включенная в реестр всемирного наследия ЮНЕСКО, известна за пределами России.

Деревянное архитектурное наследие в России
Преображенская церковь (1714 г.) в Кижах

 
РадимирДата: Пятница, 18.01.2013, 22:15 | Сообщение # 25
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Русское деревянное зодчество. Храмы.

Храмы.

Недаром говорят, что архитектура — это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой.

Русское деревянное зодчество. Храмы.
Церковь Преображения Господня (1714 г.) Остров Кижи.

 
Форум » Хронология России и других стран, правда и вымыслы » Мы - славяне! » Быт, украшения, утварь и жилище
Страница 1 из 3123»
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017 Радимир Коловрат
Сайт создан в системе uCoz