Будучи, как-то в гостях у своего близкого друга, я был ошеломлен невероятной картиной, открывшейся мне в ходе беседы с его юным сыном, чьим крестным отцом я являюсь. Образовавшейся в результате русофобческой и русоборческой политики нашего государства и в особенности, министерства якобы образования, - картине мировосприятия наших детей.
Перескажу сам диалог, состоявшийся у меня с почти 11-ти летним мальчиком, который меня так поразил:
Данила, так зовут моего крестника, позвал меня к компьютеру, за которым он играл в какую-то игру, чтобы показать мне великолепие своего игрового танка, на котором он виртуально сражался. Взглянув на танк, я похвалил его за его победы в игре и пожурил за то, что он выбрал для себя модель «Абрамс», которая является американской, а не один из наших танков, которые по многим характеристикам превышают идентичные модели западных производителей.
На это мое замечание, он ответил, что американские танки ему нравятся. Но не буду же я пускаться в сравнительно-описательные характеристики танковой техники, углубляясь в историю войн и военной промышленности из-за вкусовых предпочтений 11-ти летнего мальчишки в компьютерной игре.
Поэтому, пожав плечами, я, возвращаясь к чтению какой-то книжки, решил промолчать. Однако, уже отходя от стола, за которым сидел Данила, совершенно неожиданно в моей памяти всплыл исторический факт об изобретении танка – англичанами. О чем я и сообщил своему юному крестнику. Услышанное в ответ меня поразило, заставило вернуться и продолжить беседу.
А сообщил он мне следующее. Оказывается, что все в мире придумано американцами и европейцами. Что русские никогда ничего не создали и не в состоянии что бы то ни было создать. Что все самое лучшее и нужное создавали именно американцы и европейцы, а русские у них все только покупают. И так далее в том же духе.
На мой вопрос, а с чего он это взял, и кто ему такое сказал, он ответил, что это знают все и все так говорят. Я задумался, кто эти «все» в сознании 11-ти летнего ребенка: детский сад, школа, телевизор, друзья-товарищи, свои родители и чужие родители и вообще более взрослые люди, которым, как якобы много знающим, доверяют дети.
Конечно я сразу же начал вспоминать великих русских ученых и изобретателей, перечислять их бесконечные заслуги. Менделеев, Попов, Сикорский, Королев, Пирогов и многие другие, о которых мог с ходу вспомнить. Ребенок слушал меня с открытым ртом, широко раскрытыми от изумления глазами, в которых проскальзывало недоверие с невероятным интересом. ОН ПРОСТО НЕ ПОДОЗРЕВАЛ ВСЕГО ЭТОГО! О чем мне и сообщил в конце разговора.
Оставив Данилу в его недоумении и продолжении игр, я вернулся к чтению. Однако текст не воспринимался, а в голове у меня все прокручивался этот состоявшийся разговор. Меня переполняли чувства, я был в негодовании.
Через несколько дней, в разговоре со своим другом, отцом Данилы, я вспомнил об этом случае и пересказал его родителю моего крестника. Подытоживая разговор, я предположил, что моему другу следует уделить более пристальное внимание воспитанию сына и постараться устранить эти ущербные пробелы в мировосприятии. Как оказалось, мой друг был искренне поражен моим пересказом, особенно в том, что... танк изобрели англичане.
Конечно, в целом он совершенно со мной согласен. Более того, сам бы хотел устранить пробелы в своих знаниях, хотя, конечно о Русских Победах и степени вклада в Мировую культуру он прекрасно осведомлен. Тем более что, как молодой ученый, он сам имеет непосредственное отношение к Русской науке и ее вкладам в историю.
Такова предпосылка этой статьи, которую я хочу вам представить, а точнее того перечня Русских Побед и Вклада в Мировую Культуру, который вы найдете ниже. Если вам известны интересные факты из истории изобретений и открытий, совершенных представителями Русской цивилизации, если вы следите за новыми выдающимися открытиями, а также для того, что сохранять и накапливать такие факты, свидетельствующие о Величии Русской цивилизации, то вступайте в сообщество ru_geniy и делитесь со всеми этой информацией.
Будем вместе готовить базу для воспитания будущих поколений в русле любви и приверженности к своему народу.
1. П.Н. Яблочков и А.Н. Лодыгин - первая в мире электрическая лампочка
2. А.С. Попов — радио
3. В.К.Зворыкин (первый в мире электронный микроскоп, телевизор и телевещание)
4. А.Ф. Можайский — изобретатель первого в мире самолета
5. И.И. Сикорский — великий авиаконструктор, создал первый в мире вертолет, первый в мире бомбардировщик
6. А.М. Понятов - первый в мире видеомагнитофон
7. С.П.Королев - первая в мире баллистическая ракета, космический корабль, первый спутник Земли
8. А.М.Прохоров и Н.Г. Басов — первый в мире квантовый генератор — мазер
9. С. В.Ковалевская (первая в мире женщина — профессор) 10. С.М. Прокудин-Горский - первая в мире цветная фотография
11. А.А.Алексеев — создатель игольчатого экрана
12. Ф.А. Пироцкий - первый в мире электрический трамвай
13. Ф.А.Блинов - первый в мире гусеничный трактор
14. В.А. Старевич — объемно-мультипликационное кино
15. Е.М. Артамонов - изобрёл первый в мире велосипед с педалями, рулем, поворачивающимся колесом
16. О.В. Лосев — первый в мире усилительный и генерирующий полупроводниковый прибор
17. В.П. Мутилин - первый в мире навесной строительный комбайн
18. А. Р. Власенко — первая в мире зерноуборочная машина
19. В.П. Демихов - первым в мире осуществил пересадку легких и первым создал модель искусственного сердца
20. А.П. Виноградов - создал новое направление в науке — геохимию изотопов
21. И.И. Ползунов - первый в мире тепловой двигатель
22. Г. Е. Котельников — первый ранцевый спасательный парашют
23. И.В. Курчатов - первая в мире АЭС (Обнинская), также под его руководством была разработанапервая в мире водородная бомбамощностью 400 кт, подорванная 12 августа 1953 года. Именно Курчатовский коллектив разработал термоядерную бомбу РДС-202 (Царь-бомба) рекордной мощности 52 000 кт.
24. М. О. Доливо-Добровольский - изобрёл систему трехфазного тока, построил трехфазный трансформатор, чем поставил точку в споре сторонников постоянного (Эдисон) и переменного тока
25. В. П. Вологдин — первый в мире высоковольтный ртутный выпрямитель с жидким катодом, разработал индукционные печи для использования токов высокой частоты в промышленности
26. С.О. Костович — создал в 1879 году первый в мире бензиновый двигатель 27. В.П.Глушко — первый в мире эл/термический ракетный двигатель
28. В. В. Петров - открыл явление дугового разряда
29. Н. Г. Славянов - дуговая электросварка
30. И. Ф. Александровский - изобрёл стереофотоаппарат
31. Д.П. Григорович - создатель гидросамолета
32. В.Г.Федоров — первый в мире автомат
33. А.К.Нартов - построил первый в мире токарный станок с подвижным суппортом
34. М.В.Ломоносов - впервые в науке сформулировал принцип сохранения материи и движения, впервые в мире начал читать курс физической химии, впервые обнаружил на Венере существование атмосферы
35. И.П.Кулибин - механик, разработал проект первого в мире деревянного арочного однопролетного моста, изобретатель прожектора
36. В.В.Петров - физик, разработал самую большую в мире гальваническую батарею; открыл электрическую дугу
37. П.И.Прокопович - впервые в мире изобрёл рамочный улей, в котором применил магазин с рамками
Дата: Понедельник, 03.09.2012, 15:42 | Сообщение # 2
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Продолжение
47. Д.И.Менделеев — открыл периодический закон химических элементов, создатель одноименной таблицы
48. М.А.Новинский - ветеринарный врач, заложил основы экспериментальной онкологии
49. Г.Г.Игнатьев - впервые в мире разработал систему одновременного телефонирования и телеграфирования по одному кабелю
50. К.С.Джевецкий — построил первую в мире подводную лодку с электродвигателем
51. Н.И.Кибальчич — впервые в мире разработал схему ракетного летательного аппарата
52. Н.Н.Бенардос — изобрёл электросварку
53. В.В.Докучаев - заложил основы генетического почвоведения
54. В.И.Срезневский - Инженер, изобрёл первый в мире аэрофотоаппарат
55. А.Г.Столетов — физик, впервые в мире создал фотоэлемент, основанный на внешнем фотоэффекте
56. П.Д.Кузьминский - построил первую в мире газовую турбину радиального действия
57. И.В. Болдырев — первая гибкая светочувствительная негорючая пленка, легла в основу создания кинематографа
58. И.А.Тимченко — разработал первый в мире киноаппарат
59. С.М.Апостолов-Бердичевский и М.Ф.Фрейденберг — создали первую в мире автоматическую телефонную станцию
60. Н.Д.Пильчиков - физик, впервые в мире создал и успешно демонстрировал систему беспроводного управления
61. В.А.Гассиев — инженер, построил первую в мире фотонаборную машину
62. К.Э.Циолковский - основоположник космонавтики
63. П.Н.Лебедев - физик, впервые в науке экспериментально доказал существование давления света на твердые тела
64. И.П.Павлов - создатель науки о высшей нервной деятельности
65. В.И.Вернадский — естествоиспытатель, создатель многих научных школ
66. А.Н.Скрябин - композитор, впервые в мире использовал световые эффекты в симфонической поэме “Прометей”
67. Н.Е.Жуковский - создатель аэродинамики
68. С.В.Лебедев — первые получил искусственный каучук
69. Г.А.Тихов - астроном, впервые в мире установил, что Земля при наблюдении ее из космосадолжна иметь голубой цвет. В дальнейшем, как известно, это подтвердилось при съемках нашей планеты из космоса
70. Н.Д.Зелинский - разработал первый в мире угольный высокоэффективный противогаз
71. Н.П. Дубинин — генетик, открыл делимость гена
72. М.А. Капелюшников - изобрел турбобур в 1922 году
73. Е.К. Завойский открыл электрический парамагнитный резонанс
74. Н.И. Лунин — доказал, что в организме живых существ есть витамины 75. Н.П. Вагнер - открыл педогенез насекомых 76. Святослав Федоров — первый в мире провёл операцию по лечению глаукомы
77. С.С. Юдин - впервые применил в клинике переливание крови внезапно умерших людей
78. А.В. Шубников - предсказал существование и впервые создал пьезоэлектрические текстуры
79. Л.В. Шубников - эффект Шубникова-де Хааза (магнитные свойства сверхпроводников) 80. Н.А. Изгарышев — открыл явление пассивности металлов в неводных электролитах
81. П.П. Лазарев — создатель ионной теории возбуждения
82. П.А. Молчанов - метеоролог, создал первый в мире радиозонд
83. Н.А. Умов — физик, уравнение движения энергии, понятие потока энергии; кстати, первым объяснил практически и без эфира заблуждения теории относительности
84. Е.С. Федоров — основоположник кристаллографии 85. Г.С. Петров — химик, первое в мире синтетическое моющее средство 86. В.Ф. Петрушевский — ученый и генерал, изобрел дальномер для артиллеристов 87. И.И. Орлов — изобрел способ изготовления тканых кредитных билетов и способ однопрогонной многократной печати (орловская печать) 88. Михаил Остроградский — математик, формула О. (кратный интеграл) 89. П.Л. Чебышев — математик, многочлены Ч. (ортогональная система функций), параллелограмм 90. П.А. Черенков — физик, излучение Ч. (новый оптический эффект), счетчик Ч. (детектор ядерных излучений в ядерной физике) 91. Д.К. Чернов — точки Ч. (критические точки фазовых превращений стали) 92. В.И. Калашников — это не тот Калашников, а другой, который первым в мире оснастил речные суда паровой машиной с многократным расширением пара 93. А.В. Кирсанов — химик-органик, реакция К. (фосфозореакция) 94. А.М. Ляпунов — математик, создал теорию устойчивости, равновесия и движения механических систем с конечным числом параметров, а также теорему Л. (одна из предельных теорем теории вероятности) 95. Дмитрий Коновалов — химик, законы Коновалова (упругости парарастворов) 96. С.Н. Реформатский — химик-органик, реакция Реформатского 97. В.А.Семенников — металлург, первым в мире осуществил бессемерование медного штейна и получил черновую медь 98. И.Р. Пригожин - физик, теорема П. (термодинамика неравновесных процессов) 99. М.М. Протодьяконов — ученый, разработал общепринятую в мире шкалу крепости горных пород 100. М.Ф. Шостаковский — химик-органик, бальзам Ш. (винилин) 101. М.С. Цвет — метод Цвета (хромотография пигментов растений) 102. А.Н. Туполев - сконструировал первый в мире реактивный пассажирский самолет и первый сверхзвуковой пассажирский самолет
103. А.С. Фаминцын — физиолог растений, первым разработал метод осуществления фотосинтетических процессов при искусственном освещении 104. Б.С. Стечкин — создал две великих теории — теплового расчета авиационных двигателей и воздушно-реактивных двигателей 105. А.И. Лейпунский — физик, открыл явление передачи энергии возбужденными атомами и молекулами свободным электронам при столкновениях 106. Д.Д. Максутов — оптик, телескоп М. (менисковая система оптических приборов) 107. Н.А. Меншуткин — химик, открыл влияние растворителя на скорость химической реакции 108. И.И. Мечников — основоположников эволюционной эмбриологии 109. С.Н. Виноградский — открыл хемосинтез 110. В.С. Пятов — металлург, изобрел способ производства броневых плит прокатным методом 111. А.И. Бахмутский — изобрел первый в мире угольный комбайн (для добычи угля) 112. А.Н. Белозерский — открыл ДНК в высших растениях 113. С.С. Брюхоненко — физиолог, создал первый аппарат искусственного кровообращения в мире (автожектор) 114. Г.П. Георгиев — биохимик, открыл РНК в ядрах клеток животных 115. E. А. Мурзин - изобрел первый в мире оптико-электронный синтезатор «АНС»
116. П.М. Голубицкий - русский изобретатель в области телефонии
117. В. Ф. Миткевич - впервые в мире предложил применять трехфазную дугу для сварки металлов
118. Л.Н. Гобято — полковник, первый в мире миномет был изобретен в России в 1904 году
119. В.Г. Шухов — изобретатель, первым в мире применил для строительства зданий и башен стальные сетчатые оболочки
120. И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский — совершили первое русское кругосветное путешествие, изучили острова Тихого океана, описали жизнь Камчатки и о. Сахалин
121. Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев — открыли Антарктиду
122. Первый в мире ледокол современного типа — пароход русского флота “Пайлот” (1864), первый арктический ледокол — “Ермак”, построен в 1899 под руководством С.О. Макарова.
123. В.Н. Сукачев - основоположник биогеоценологии, один из основоположников учения о фитоценозе, его структуре, классификации, динамике, взаимосвязях со средой и его животным населением
124. Александр Hесмеянов, Александр Арбузов, Григорий Разуваев — создание химии элементоорганических соединений. Это открытие позволило наряду с имеющимися природными создавать искусственные материалы. Автомобиль, в котором мы добираемся до работы, телефонный аппарат и компьютер, современная косметика, стиральные порошки, одежда — все они созданы благодаря химии элементоорганических соединений
125. В.И. Левков — под его руководством впервые в мире были созданы аппараты на воздушной подушке
126. Г.Н. Бабакин — русский конструктор, создатель советских луноходов
127. П.Н. Нестеров — первым в мире выполнил на самолете замкнутую кривую в вертикальной плоскости, «мертвую петлю», названную впоследствии «петлей Нестерова»
128. Б. Б. Голицын — стал основателем новой науки сейсмологии
И все это лишь незначительная часть вклада русских в мировую науку и культуру. При этом здесь я не касаюсь вклада в искусство, в большую часть общественных наук, а это вклад далеко не маленький. И кроме всего прочего, существует вклад в виде явлений и предметов, который я не учитываю в этом исследовании. Таких, как, «Автомат Калашникова», «Первый Космонавт», «Первый Экраноплан» и многие другие. Конечно же, перечислить всего невозможно. Но даже столь беглый взгляд позволяет судить о Русской цивилизации, как об основополагающей в сфере развития всего Человечества.
Русская Земля всегда была богата «кулибиными». Мы подарили миру радио, телевизор, первый искусственный спутник и электрическую лампочку. Об этих изобретениях знают все, но однако русский инженерный ум на них не остановился. Представляем 7 русских, менее известных, изобретений, без которых нельзя представить современную цивилизацию.
**************
1 Электромобиль
В 1899 году инженер и русский дворянин Романов Ипполит Владимирович в Санкт-Петербурге презентовал первый в мире электромобиль. Его конструкция была сходна с английскими кэбами, в которых извозчик находился позади пассажиров на высоких козлах. Экипаж был четырехколесным на два места, передние колеса по показателю своего диаметра существенно превышали задние. У электромобилей существовал немалый минус — сложнейшая система подзарядки, поскольку в те времена не существовало достойных преобразователей переменного тока. Электромобиль стал предшественником современного троллейбуса.
**************
2 Монорельс
Иван Кириллович Эльманов, являющийся жителем подмосковного села Мячково, в 1820 году изобрел так называемую «дорогу на столбах». По продольному верхнему брусу двигались вагонетки, тянущиеся лошадями. Но, по причине того, что на тот момент не нашлось инвестора, который бы помог со строительством дорог по предложенной автором системе, то Эльманов был вынужден оставить попытки по реализации своей идеи. Первая монорельсовая дорога появилась на ее территории с 1899 года, функционируя в соответствие с проектом инженера Романова. В Москве первый монорельс прокладывают лишь спустя 34 года. В 2004 году в столице открывают первую публичную монорельсовую дорогу. Но только с 2008 года она становится полноценной разновидностью общественного городского транспорта.
**************
3 Электродвигатель
С 1834 года Борис Семенович Якоби оказывается в Кенигсберге. Будучи увлеченным физикой, он делает открытие — изобретает электродвигатель, работающим по принципу вращения рабочего вала. Ранее уже были открыты электротехнические устройства, у которых движение якоря было качательным либо же возвратно-поступательным. Ученый же поставил перед собой цель изготовить максимально мощный электродвигатель, который бы можно было применять на практике. В том же 1834 году Якоби отправляет в Парижскую академию наук рукопись, в которой излагает суть своей работы. Изобретение было рассмотрено на заседании ученых, после чего работа была опубликована. За счет этого о появлении двигателя Якоби узнает весь мир.
**************
4 Цветная фотография
13 декабря 1902 года Сергей Михайлович Прокудин-Горский сообщает о разработке им цветных диапозитивов, которые создавались им в соответствие с методикой трехцветной фотографии, предложенной Мите. С 1905 года он получает патент на собственный сенсибилизатор, который оказывается гораздо качественнее даже наработок иностранных химиков. Ученый не только разработал, но и претворил в жизнь уникальнейшую методику перенесения цвета на фотоизображения. Методика оказалась предельно простой. Сергеем Михайловичем была создана особая фотокамера, способная осуществлять три снимка одного и того же изображения, пропущенные сквозь три совершенно разных световых фильтра: красный, зеленый и синий.
**************
5 Киноаппарат
В 1893 году, работая в сотрудничестве с физиком Любимовым, Иосиф Андреевич Тимченко создает так называемую «улитку» — особый механизм, с помощью которого в стробоскопе удавалось прерывисто менять очередность кадров. Данный механизм позже лег в основу кинетоскопа, который Тимченко разрабатывает совместно Фрейденбергом. Демонстрация кинетоскопа состоялась в следующем году на съезде русских врачей и естествоиспытателей. Были показаны две ленты: «Копьеметатель» и «Скачущий всадник», которые были сняты на Одесском ипподроме. Этому событию даже есть документальные подтверждения. Так, в протоколе заседания секции значится: «Представители собрания с интересом ознакомились с изобретением господина Тимченко. И, в соответствие с предложениями двух профессоров, решили выразить благодарность господину Тимченко».
**************
6 Автомат
С 1913 года изобретатель Владимир Григорьевич Федоров приступает к работам, заключающихся в испытаниях автоматической винтовки (ведущей стрельбу очередями) под патрон в 6,5 миллиметров, которые являлись плодом его разработки. Спустя три года автоматическими винтовками автора уже вооружают солдат Измаильского полка. Серийный выпуск автоматов удалось развернуть лишь после окончания революции. На вооружении отечественной армии оружие конструктора находилось вплоть до 1928 года. Но, в соответствие с некоторыми данными, в период Зимней войны с Финляндией войсками все же использовались некоторые экземпляры автомата Федорова.
**************
7 Искусственное сердце
В 1937 году 21-летний студент Владимир Петрович Демихов продемонстрировал возможность поддержания кровообращения в собачьем организме за счет насоса из пластика, который запускался электродвигателем. Через 9 лет он впервые совершает гетеротопическую пересадку сердца в собачью грудную полость, а также одновременную пересадку легкого и сердца у собаки. Далее хирург практикует пересадку изолированного легкого. В последующем Демихов совершает оперативные вмешательства по трем типам: трансплантация второго сердца совместно с одним легким; трансплантация второго сердца с попутным присоединением его к общей системе кровообращения, присоединение второго сердца с анастомозом в желудочно-предсердном участке. Также наряду с этим были предложены методы полноценной одновременной замены легких и сердца.
В самом начале войны, в августе 1914 года, мастер машиностроительного завода в Риге Пороховщиков предложил главнокомандующему русской армией оригинальный проект боевой гусеничной машины. Это было то, что мы теперь называем танком (рис). В июне 1915 года Пороховщиков уже испытывал свою машину. При испытании её скорость достигала 25 км/час. Такой скоростью не обладали ни английские, ни французские первые танки. Позже Пороховщиков усовершенствовал свою машину, сделав ее колёсно-гусеничной: она могла двигаться по дорогам на колёсах и по местности на гусеницах. Это опережало танкостроение того времени на несколько лет. Пороховщиков сделал корпус танка водонепроницаемым, вследствие чего он мог легко преодолевать водные преграды. Первый русский танк Пороховщикова. Испытывался в июне 1915 г.
В танке Пороховщикова для поворота впервые были применены бортовые фрикционы - механизмы, которые в дальнейшем стали устанавливать на большинстве танков; на некоторых машинах они сохранились и до сих пор.
Танк Пороховщикова можно считать не только первым русским танком, но и первым танком вообще, так как идея его возникла и была осуществлена раньше, чем в других странах. Кроме того, Пороховщиков во многом предвосхитил развитие танков в будущем. И если мы начали историю танка с английской машины, а не с танка Пороховщикова, то только потому, что его танк не получил применения в русской армии. Промышленность царской России не могла освоить такую сложную машину, как танк. Пороховщикова постигла та же участь, что и многих других талантливых изобретателей-самородков в царской России. Его танк был забыт, и о нём вспомнили лишь много лет спустя, когда танки уже широко применялись во всех армиях.
Другая попытка создания танка в России была сделана в 1915 году начальником опытной лаборатории военного министерства капитаном Н. Н. Лебеденко. Его идея была аналогична идее Хетерингтона, Он предложил проект колёсного танка. Как и у Хетерингтона, машина Лебеденко должна была иметь два больших передних колеса диаметром 9 м и заднее колесо в виде катка для поворота машины (рис. 39). На мысль о создании высококолёсной машины Лебеденко навели арбы, которые он видел на Кавказе.
Колёса приводились во вращение от двух двигателей мощностью по 240 л. с.; двигатели были сняты с подбитых немецких дирижаблей. Привод на колёса осуществлялся через два обрезиненных катка, связанных с двигателями. Эти катки прижимались к ободам больших колёс с внутренней стороны. Вращаясь, они должны были приводить во вращение большие колёса и заставлять танк двигаться. Русский колесный танк Лебеденко. Испытывался в августе 1915 г.
Со своей идеей Лебеденко ознакомил работавшего у него в качестве конструктора Микулина, ныне известного конструктора советских авиационных моторов. Микулин одобрил идею Лебеденко и со своей стороны подсказал ему, как осуществить привод на ведущие колёса, так как это представляло известную трудность.
Была сделана деревянная модель, и Лебеденко представил свое изобретение царю. В кабинете царя на полу маленькая модель легко преодолевала "препятствия", взбираясь на толстые тома "Свода законов Российской империи".
Изобретение было одобрено. Лебеденко создал акционерное общество и приступил к постройке танка.
Интересно отметить, что в расчётах "танка", в частности в расчёте колёс на прочность, принимал участие знаменитый русский ученый Н. Е. Жуковский.
В 80 км от Москвы, близ города Дмитрова, в густом лесу была расчищена поляна. участок был оцеплен колючей проволокой и охранялся казаками. В конце июля 1915 года под руководством Микулина началась сборка новой "чудовищной" машины. В августе приступили к её испытанию. Микулин сел за рычаги. Колёса сделали один оборот, и .машина, свалив по пути берёзу, возле которой она стояла, глубоко застряла в грунте. Все дальнейшие попытки заставить танк двигаться ни к чему не привели. Военное ведомство вскоре перестало отпускать средства на это изобретение, и "танк", всеми забытый, остался стоять в лесу.
История показывает, что из всех русских изобретателей повезло только Кулибину – его государство поддерживало. «Судьба русских изобретателей известна – дома они не находят себе дела, а за границей их встречают с распростертыми объятиями». (Московский журнал «Циклист», 1901г.)… В 20-е годы XX века более двухсот ученых, философов, писателей были высланы из России. Они составляли интеллектуальную мощь всего государства, поэтому неудивительно, что оправится от такого шока страна смогла только спустя несколько десятилетий. Постепенно всё нормализовалось, и российская наука снова вышла на первое место по количеству изобретений на душу населения. Но рухнул вдруг «железный занавес», и к нам хлынул ширпотреб, а к «ним» в поисках лучшей доли «потекли мозги». Одни уезжали сами, других приглашали, нанимали, покупали. Идеологические доводы с нашей стороны были исчерпаны временем, а «они» побеждали доводами материальными. Какой ученый сможет отказаться от собственной лаборатории с самым современным оборудованием, от внедрения в серийное производство своих изобретений, от всемирного признания? И неважно, какое государство оказывает поддержку.
И кто сейчас помнит, что, например, родоначальником американской авиации был русский Игорь Сикорский. Первые телевизоры появились благодаря Борису Рогозину и Владимиру Зворыкину, а первые магнитофоны и видеомагнитофоны воплотил в жизнь русский эмигрант Александр Понятов. Немногие знают и тот факт, что идея персональных компьютеров целиком и полностью принадлежит русскому – Арсению Горохову. Сейчас ведётся много споров на тему «А были ли американцы на Луне?», но, я уверена, что никто не знает, что самая выгодная траектория полета на спутник земли была рассчитана Юрием Кондратюком ещё в 20-е годы прошлого века. Именно эти расчеты легли в основу так называемых лунных экспедиций американских космонавтов. Кстати, слова «космонавт» и «спутник» тоже имеют российское происхождение. Хотя в последнее время даже на главном государственном канале их заменяют, старательно выговаривая «астронавт» и «сателлит». А кто из зарубежных философов может сравниться по глобальности мышления с такими учеными как Вернадский, Чижевский, Циолковский? Их идеи стали поистине путеводной звездой для всего человечества. Например, мысль Циолковского о путешествии в космосе с помощью солнечного паруса нашла подтверждение в наши дни. Уже готов к испытанию первый спутник с гигантскими парусами, которые домчат его до Марса всего за неделю. Угадайте, в какой стране был изобретен и построен этот спутник. Правильно. В России.
Охота за «русскими мозгами» давно стала национальным видом спорта западных стран, потому что замыслы, рождённые уникальными российскими умами в разных областях науки и техники, далеко опережали и продолжают опережать самые смелые идеи Запада. Но, чтобы мои утверждения не выглядели лишь красивыми словами, предлагаю вам самим убедиться в том, насколько мудра русская земля. В начале XX века жил и творил «человек-фабрика», «первый инженер России» – Владимир Григорьевич Шухов. Он сознательно отказался от подражания иностранным образцам и стал работать, опираясь на научные и инженерные мысли русских ученых. В итоге, он с десятком помощников сделал столько открытий и изобретений, сколько под силу нескольким научно-исследовательским центрам. Практически каждая буква русского алфавита соответствовала какому-нибудь его изобретению. Так была составлена «азбука Шухова». Я решила дополнить её важными и значимыми открытиями, сделанными в России с XVIII по XX век. Возможно, и у вас появится желание вписать в неё пару строк.
- авиационные ангары (В.Шухов); - автомобили. Прообраз первого автомобиля был создан крепостным крестьянином Нижегородской губернии Леонтием Шамшуренковым и представлен в Петербурге 1 ноября 1752 года. Это была четырехколесная самобеглая коляска, которая двигалась благодаря мускульной силе двух человек, развивая скорость до 15 км/ч. Следующей попыткой создания самоходного экипажа стала «самокатка» русского конструктора, изобретателя и инженера Ивана Кулибина, на которой он разъезжал по улицам Петербурга в 1791 г. Его трёхколесный механизм развивал скорость до 16,2 км/ч и содержал почти все основные узлы будущего автомобиля, введённые впервые – коробку скоростей, тормоз, маховое колесо, подшипники качения. Первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, работающем на жидком топливе, был построен в 1882 г. группой русских инженеров во главе с Путиловым и Хлобовым. Однако, достаточных документальных подтверждений этого пока не получено. Традиционно же считается, что первый отечественный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и мощностью 2 л.с был создан в Санкт-Петербурге в мае 1896 г. Е.А.Яковлевым; - автомобильный счетчик, который измерял пройденный путь и назывался «верстомер» (Л.Шамшуренков.).
- велосипед. В 1801 г. уральский мастер Артамонов решил задачу облегчения веса повозки за счет сокращения числа колес с четырех (см.выше) до двух. Таким образом, Артамонов создал первый в мире педальный самокат – прообраз будущего велосипеда; - вертолёт – первая в мире документированная практическая разработка летательного аппарата тяжелее воздуха была выполнена русским ученым М.В.Ломоносовым. В 1754 г. он построил модель, работавшую по принципу вертолета с соосными винтами; - видеомагнитофон (А.Понятов); - винторезный токарный станок (А.Нартов); - висячие металлические перекрытия цехов и вокзалов (В.Шухов); - воздушно-канатная дорога (В.Шухов); - воздушно-реактивный пульсирующий двигатель – прототип современных реактивных двигателей разработал в 1864 году артиллерийский офицер Н.Телешов; - водонапорная башня (В.Шухов); - водопроводы в Москве, Тамбове, Киеве, Харькове, Воронеже (В.Шухов).
- генератор трёхфазного переменного тока – сегодня 95% электроэнергии передаётся и потребляется в виде трёхфазного тока (М.Доливо-Добровольский); - гусеница. Первый гусеничный движитель (без механического привода) был предложен в 1837 г. штабс-капитаном Д.Загряжским. Его гусеничный движитель строился на двух колесах, обведённых железной цепью. А в 1879 г. русский изобретатель Ф.Блинов получил патент на созданный им «гусеничный ход» для трактора. Он его называл «паровоз для грунтовых дорог». - газгольдеры или газохранилища (В.Шухов).
- доменная печь (В.Шухов).
- землечерпалки (В.Шухов).
- изолированный электрический кабель (П.Шиллинг).
- кабельная телеграфная линия – линия Петербург-Царское Село была построена в 40-егг. XIX века и имела протяженность 25 км.(Б.Якоби); кессоны (В.Шухов);
- магнитофон (А.Понятов); - мартеновские печи, мачты электропередач, меднолитейные цехи, мостовые краны, мины (В.Шухов); - металлические резервуары для хранения нефтепродуктов (В.Шухов); - метод горячей сварки (Н.Славянов).
- нефтяные насосы, позволившие добывать нефть с глубины 2-3 км, нефтеперегонные установки, первый в мире нефтепровод, длинной 11 км (В.Шухов).
- самолёт. Исторические документы неопровержимо доказывают, что первый в мире самолет был создан в России Александром Федоровичем Можайским. 3 ноября 1881 г. он получил первый в мире патент на самолет, построенный в сентябре 1876 г. – на двадцать лет раньше братьев Райт, которым совершенно незаслуженно приписывается это изобретение; - синтетический каучук из нефти (Б.Бызов); - спутник (КБ С.П.Королёва).
- танкеры, трубопроводы; - телеграф, что в переводе на русский означает «дальнописец» (П.Шиллинг); - транспортный самолёт – самый большой в мире самолет «Святогор», «Илья Муромец» (В.А.Слесарёв).
- фюзеляж. Впервые разработав фюзеляжный тип самолета, А.Можайский на 30 с лишним лет опередил западноевропейских и американских конструкторов, которые только в 1909-1910 гг. начали строить подобные самолеты.
- шпалопрокатные заводы.
- часы карманные, которые показывали не только время суток, но и месяц, день, неделю, время года, фазы Луны, время восхода и заката Солнца (И.Кулибин).
- электродвигатель (Б.Якоби); - электромобили - двухместный электромобиль И.Романова образца 1899 г. изменял скорость движения в девяти градациях – от 1,6 км в час до максимальной в 37,4 км в час; - электрическая лампа накаливания (А.Лодыгин); - электролёт – вертолёт с электрическим двигателем в 60-е гг. XIX века изобрёл инженер-электрик А.А.Лодыгин; - электромагнитный телеграф (П.Шиллинг, Б.Якоби); - электроразведка для поиска полезных ископаемых (Е.Рагозин); - электротермический ракетный двигатель (В.Глушко).
Теперь мне хотелось бы спросить вас, уважаемые читатели, много ли из приведенных примеров вы знали? Возможно, составленная азбука не полная. Но даже те факты, которые удалось найти, вызывают у меня восхищение перед российскими гениями науки и техники. Здесь каждая «буква» могла бы стать предметом национальной гордости любого народа, но только не нашего. Как можно гордиться тем, про что никто не знает. Например, в 1990 году в издательстве «Современник» была выпущена двухтомная книга «От машин до роботов». В ней приводились примеры развития техники с упоминанием отечественных изобретателей и учёных.
Следующая книга подобной тематики увидела свет только в 2000 году (»Самые знаменитые изобретатели России» – изд. «Вече», г.Москва. – Прим.Авт). Целых десять(!) лет ни одно российское издание не обращало внимания на книги о русских изобретателях и изобретениях. А зачем? Если нет государственного заказа на развитие этой темы.
История показывает, что из всех русских изобретателей повезло только Кулибину – его государство поддерживало. Все остальные постоянно испытывали финансовые трудности, им отказывали в патентовании, их изобретениям предпочитали пролоббированные иностранные экземпляры гораздо худшего качества. И, к сожалению, ситуация не изменилась.