РадиМир - Ради Мiра


На сайте я: Гость в группе "Прохожие " Личных сообщений мне
на Главную                                                            Выйти с сайта
14:32 Вторник 19.09.2017


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]


Страница 1 из 11
Модератор форума: Горыновна, Радимир 
Форум » Хронология России и других стран, правда и вымыслы » Мы - славяне! » Коляды Дар. Праздники славян
Коляды Дар. Праздники славян
РадимирДата: Среда, 11.01.2012, 21:11 | Сообщение # 1
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Праздники на 2012 год

Иллюстрированный docx-файл с пояснениями праздников можно скачать здесь

1 января - День Морока (Мороза)
1 по 6 января - Велесовы Дни или Страшные, Ворожные Вечера
6 января - Турицы
8 января – бабьи каши
13 января - мара Зимняя
21 января - Просинец
28 января – Кудеса (Кудесы)
1 февраля - Громница
3 февраля - Малый Велесов День или Велес-Волчий Сват
4 - 10 февраля - Малые Велесовы или Волчьи, Святки
11 февраля – Велесов день
12 по 18 февраля - «Велесовы Дни»
16 февраля - Именины Кикиморы
21 февраля - Весновей (Стрибог Зимний)
29 февраля - Кощеев День
1 марта - Навий День
9 марта – Сороки (заклички весны)
18 - 24 марта - Масленичная седмица (неделя)
23 марта - Масленица
25 марта - Весна
30 марта - Именины Домового
3 апреля - Водопол (Именины Водяного)
14 апреля - Воронец
16 - 22 апреля - русалии
22 апреля - 10 мая – Красная Горка
30 апреля - Родоница
1-7 мая - Вещие дни (Вешние Деды - Навья седьмица).
1 мая - Жива
2 мая (травеня) День Всходов
4 мая - Русалий день (Русалкин Великдень)
6 мая - День Дажьбога
7 мая – Пролетье
9 мая - День Земли
20-30 мая – Грудие Росное
21 мая - «Оленины-Ленничи»
24 мая - обрезание Славянской Письменности
26 мая - 2 июня - ЗелёныеСвятки (Вторые Русалии)
20 - 30 мая - Грудие Росное (Неделя Рода)
30 мая - Змейник весений
4 июня – Ярилин день. Семик.
15 июня - Стрибогов день
19 по 24 июня - Русальи Дни
23 на 24июня - "Бог Купала"
5 июля – именины Месяца
12 июля - День снопа Велеса
19 июля - Летнее Макошье (ЛетниеМокриды)
20 июля – Перунов день
27 июля – праздник Чура
1 августа - Первый Спас, ( медовый или мокрый).
6 августа - Яблочный Спас
8 августа – Ветрогон
15 августа - Спожинки
15 по 28 августа - бабье лето
16 августа - Хлебный Спас
18 августа - Хорояр
22 августа - Именины Лешего
1 по 7 сентября -"старое бабье лето",
8 и 9 сентября - праздник РОДа
14 сентября - Змейник Осенний
20 сентября - Листобой, или СтрибогОсенний
21 сентября - День Сварога
24 сентября - Радогощ,
1 октября – Покров
4 октября - Проводы Лешего
21 по 27 октября - отмечаются ОсенниеДеды
28 октября – осеннее Макошье
31 октября на 1 ноября - чародейная Велесова (Марина) Ночь
1 ноября – Сварогов день
1 по 7 ноября - Второе, или Великое Осеннее Сварожье
21 ноября – мара (Морена)
24 ноября – Доля. Ворожба.
30 ноября – Калита
4 декабря - Веста
6 декабря - Встреча Велеса-Мороза (ВелесаЗимнего)
9 декабря - день Дажьбога и Марены
24 декабря – Корочун
25 декабря – Коляда
25 декабря по 6 января - Большие Велесовы Святки
31 декабря - Щедрец
 
РадимирДата: Среда, 20.06.2012, 23:22 | Сообщение # 2
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
КУПАЛЬЕ

Изображение


Расступилась темень непроглядная. Отпрянула от костров. И по зыбкой дорожке света танцующего огня, вышел новорожденный Ярило в мир. Взобрался на небосвод и стал расти не по дням, а по часам. Крепнет дитятко, сил да жара набирается. Столько жара набрал, что уже мороз засуетился, стал люто стужу нагонять. Да где с Ярилой совладать? И вот уже чуют духи зимы, что вода пробудилась. Вспыхнула синим невидимым огнем. А Ярило все растет. Взошел раз с утра да так пригрел, что зимний сон с Перуновых очей прочь погнал. Пробудился тут огонь небесный. Зимушка пургу нагоняет, все сладить пытается с неугомонным Ярилушкой. Да куда там. Вот уже вода ручьями по земле побежала. От снега ее лик отмыла и та тяжко спросонья вздохнула. Принесли птицы от Ярилы ключи, отомкнули Землю от холодных оков. Нагрел жаром своим стрибожичей, да послал по местам гулять.

Возмужал наш Ярило. Уже не ребеночек. Статный молодец. По небу скачет, день раздвигает, ночь ущемляет. Силу свою обуздал. Из ярой, холода да тьму разящей, стала та силушка благодатной. Живой каждую травинку, каждую былинку наполняет. Вода, да Земля наполнилась ею. Яровые в себя землица принимает, молодые росточки родит. Ветры силу солнечную носят, те всходы ласкают. Дожди теплые искры плодотворные с небес роняют, жизнь прославляют. И так преисполнил Ярило весь мир своими дарами, что зазвенела его силушка в каждом деревце, в каждой веточке, в каждом цветке, в каждом ручейке. Пошли всюду плоды вызревать. Травы сок волшебный пустили. Воды даже ночами теплы. Пришла к Яриле его сталость. Вот вечером он еще молод, а спустя самую короткую ночь в году, уже премудрый муж. Самый пик его силы – купальская ночь. Сильное это время, вещее.

Изображение

 
РадимирДата: Четверг, 21.03.2013, 21:04 | Сообщение # 3
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Весня́нки (вар. Заклички весенние)

— русский народный обряд встречи весны во время которого исполняются обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие обряд кликания (гуканья) весны.

Обозначение праздника словом «встреча» не совсем точно. Весну не встречают, а «кличут», «окликают», «гукают», «заклинают», то есть призывают путём заклятий. Первобытный земледелец не до конца понимал закономерности смены времён года: не исключалась возможность, что зима будет длиться вечно, а весна не наступит. В предотвращение такого бедствия весну призывали и пытались путём обрядов вызвать её возвращение. Начало весны связывали с прилётом птиц, причём полагали, что птицы приносят её с собой. Слова «как птицы прилетят, так теплота у нас пойдёт» означают не только последовательность событий, но выражают представление о причине и следствии.

Чтобы вызывать прилёт птиц, а следовательно, и начало весны, надо было этот прилёт изобразить, имитировать. Главное средство закликанья весны состояло в том, что в один из мартовских дней пекли жаворонков или куликов. Этих птиц давали детям, которые клали их на возвышенные места, либо привязывали на нитках, либо подбрасывали в воздух. При этом дети пели веснянки — обрядовые песни, которые должны были призвать, приблизить весну:

Жаворонки, жаворонки,
К нам прилетите,
Принесите к нам весну - красну
Зима надоела, весь хлеб поела.

Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Тёплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
(Воронежская обл.)

Ты запой, запой, жавороночек,
Ты запой свою песню, песню звонкую!
Ты пропой-ка, пропой, пташка малая,
Пташка ль малая, голосистая,
Про тое ли про тёплую сторонушку,
Что про те ли про земли про заморская,
Заморския земли чужедальныя,
Где заря со зоренькой сходится,
Где красно солнышко не закатается,
Где тепла вовек не отбавится!
Ты запой-ка — запой, жавороночек,
Жавороночек ты весенний гость,
Про житьё-бытьё про нездешнее!

Жаворонки, жаворонки,
Дайте нам лето,
А мы вам зиму.
У нас корма нету!
Жаворонки,
Прилетайте к нам,
Тут кисели талкут,
Тут блины пекут.
Жаворонки, жаворонки,
Катитеся колесом,
Ваши дети за лесом,
Связаны поясом.
Чу — виль — виль,
Весна пришла
На калясочках,
Зима ушла на саночках.
Мужики, мужики
Точите сошнички,
Скоро пашеньку пахать





Как отмечать русский весенний праздник "Жаворонки" с детьми.

Со́роки, Жа́воронки — день народного календаря, приуроченный к церковному дню памяти Сорока Севастийских мучеников. В этот день, согласно народному календарю, зима кончается — весна начинается, день с ночью меряется-равняется (равноденствие). Отмечается 9 марта (22 марта). Жаворонками (куликами, тетёрками) также называли печенье в виде птиц или солнца, выпекавшиеся в этот день.

 
РадимирДата: Четверг, 21.03.2013, 21:10 | Сообщение # 4
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline

Тетёры


На праздник солнечного равноденствия (22 марта), когда день меряется с ночью, а внешнее солнце начинает светить ярче, хозяйки стряпали из теста "жаворонков" и "тетерков"... В эту пору пекут здесь хозяйки особое печенье "тетерки" в виде круга, состоящего из трех "околов"-обводов, завитых "по солнышку". В его середине часто выкладывают крест - "солнышко-высоколнышко", в окружении "кудерочков". По словам стряпух, "и у настоящего солнца тоже есть кудерочки". Такое лучистое солнце встречается в орнаменте прялок, и на местных тканях
Г.П. Дурасов "Каргопольская глиняная игрушка" (1986)

Каргопольские тетёрки можно сравнить в другими традиционными формами обрядовых печений, бытовавших в разных регионах России и также имевших «птичьи» названия: «жаворонки», «воробышки», «снегирьки», «кулики», «сороки», «петушки».

Ещё в ХIХ веке с помощью такого печенья закликали весну, чаще это приурочено к Масленице (у православных ведь Сороки как раз 22го марта, а не 9го).

Тетёрками в этот день ритуально чествуют молодожёнов:
в первый, на году после свадьбы, день «сорока святых» мать и родственники невесты идут к зятю с тетерками. Несли тетерки в особой корзине, которую держали для этого случая. В Ошевенске этот обычай поддерживается до сих пор.

Как стряпать тетёры?

Тетёрок готовят из теста, скатанного в жгуты, как говорят в Каргополье, «сканого» (скать, сукать - сучить, крутить, свивать), и выкладывают – «завивают» - в черте круга в виде волн или петель, спиралей, решёток, кругов, растений, фигурок птиц, реже животных.
В наши дни северяне пекут тетёрки, как правило, из белой муки, сдобные. Прежде делали тетерки на воде, из ржаной муки или ячменной: "Нальют водушки, положат соли, ржаной муки и скут". Такое тесто скётся легко и тонко.

В тесто порой добавляют конопляные или льняные семечки, тогда вьюхи будут потолще, а в готовом печенье семечки хрустят. В ржаные вьюхи также можно добавить растолчённую варёную картошку (для осветления?).

Уложенное на дощечки витое печенье выносят на холод и держат там до следующего утра. Подмёрзшее, его удобнее садить в печь – узор уже не нарушишь.
Хорошо пропечённые тетёрки смазывают льняным маслом и выкладывают на стол. Тут ребятня на них любуется, придут "поглядеть узоры" и соседи.

Видов тетерок множество: «Узорчатки», «В колечушки», «Узорики», «Цветик», «Кренделёчки», «Лебедь», «Часики», «Кудерочки», «Ветвь», «Вьюхи», «Восьмёры», «Лесенка», «Шестерёнка», «Коники», «Карета»...

 
РадимирДата: Четверг, 21.03.2013, 21:21 | Сообщение # 5
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
С праздником Весеннего равноденствия! :)


Комоедица— 2-недельное празднование Дня весеннего равноденствия (начало астрономической весны), прощание с Зимой и сжигание чучела Марены (Зимы), торжественная встреча Весны и начала древнеславянского Нового года

Славянский языческий храм. Канун праздника Комоедицы.
Солнце-младенец Коляда, ежегодно возрождающееся обновленным утром после Ночи зимнего солнцестояния (самой долгой ночи в году), пройдя через Зиму и набрав сил подниматься в небе повыше, становится в День весеннего равноденствия юношей Ярилой-Солнцем, прогоняет надоевшую Зиму, и для всей природы наступает долгожданная Весна.

Комоедица (или Комоедицы) во времена религии волхвов и до XVI века — языческое празднование священного Дня весеннего равноденствия (20 или 21 марта по современному календарю, начало астрономической весны), после которого день начинает становиться длиннее ночи, Ярило-солнце растапливает снега, весенней силой пробуждается природа, и празднование начала Нового года по древнеславянскому солнечному календарю (на Руси до 1492 года март открывал счет Новому году).

Комоедица — один из древнейших языческих славянских праздников. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога: утром до завтрака торжественной процессией с песнями, плясками и прибаутками приносили великому Медовому зверю в лес «блинные жертвы» первыми выпекаемыми праздничными блинами и раскладывали их на пеньках. После этого начиналось праздничное пиршество. Древние славяне называли медведя Ком (отсюда правило — «первый блин комам», т.е. медведям).

Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В глубокой древности в честь солнца славяне пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто (IX век), стали печь блины.

Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

Также у древних символом солнца были ватрушки.

2-недельный языческий праздник Комоедицы начинали праздновать за неделю до дня весеннего равноденствия и продолжали празднество неделю после. На эти две недели родичи каждого славянского рода собирались вместе для многодневного празднования и совершения обрядов.

В дохристианской древности праздник заключался в разнообразных обрядовых действиях, перемежавшимися с веселыми играми и пирами, которые, постепенно изменяясь, перешли затем в более поздние традиционные народные обычаи и обряды (сожжение соломенного чучела Зимы, печение жертвенного хлеба — блинов, переряживание и т. д.).

На протяжении многих веков Комоедица сохраняла характер широкого народного гуляния, сопровождавшегося пиршествами, играми, состязаниями в силе, быстрой ездой на лошадях.

В те давние времена 2-недельное празднование Комоедицы имело для славян большое функциональное значение — после прошедшей долгой и холодной, а, зачастую, и полуголодной зимы, когда работ было немного, славянам надо было отъесться тщательно сохраненными после зимы остатками пищи, взбодриться и укрепить свои силы для предстоящих напряженных полевых и прочих работ, после наступления астрономической весны непрерывно продолжавшихся все теплое время года.

Тогда нынешних еженедельных выходных дней еще не было, и люди все короткое русское лето непрестанно от восхода до заката трудились, чтобы обеспечить пропитание себе и домашним животным на всю предстоящую долгую и холодную русскую зиму, запасти топливо, поправить или заново построить свои жилища, помещения для скота, подготовить одежду и пр. (как говорили, «готовь сани летом…»).

Сразу после праздника люди переходили к напряженным сельскохозяйственным работам, продолжавшимся все теплое время года.

Давно утрачен первоначальный языческий смысл древнего священного праздника Комоедицы славянской веры волхвов — начала славянского Нового года, который до XIV века на Руси начинался с марта и был связан с днем весеннего равноденствия, когда славяне торжественно встречали Весну.

После принятия на Руси христианства и последовавшего запрета языческих обычаев, христианские церковники и власти долго и безуспешно боролись с традиционным народным языческим праздником.

Прежнее славянское язычество, представлявшее среди русского народа главную конкуренцию христианским церковникам, православная церковь на дух не переносила, борясь с ним самыми жестокими способами.

Источник
 
РадимирДата: Воскресенье, 20.10.2013, 22:13 | Сообщение # 6
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Осенние Деды



В суботу, близкую к 24 жёлтня (21.10) почитают Предков. День поминок своих родных, “Дедов” — Духов Предков, улетевших в Ирий.

Подаётся поминальная еда, которая должна быть горячей. Для того, чтобы Духи могли вдыхать поднимающийся пар от пищи, приготовленной в их честь. Кроме того, на столе кладут больше ложек — для Предков. Каждого умершего предка называют по имени.

Предков помянем, славных и сильных,
Кто Богов по обычаю древнему чтил,
Кто во Морока тьме честь свою не сгубил.
Помянем их тех, кто Отчизну сберег,
Добывая победу, костьми в нее лег.
Кто исконную веру в потомках хранил,
Кто рода свои славил, лелеял и длил.
Кровь их течет в наших венах и жилах,
И нам помогает их мудрость да сила!

 
РадимирДата: Понедельник, 21.10.2013, 23:29 | Сообщение # 7
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Радогощъ

22 (24) сентября славяне празднуют великий праздник - Радогощъ, (Таусень), приуроченный к Осеннему равноденствию. Это праздник прославления Рода. Собран урожай, осеннее солнце - Даждьбог уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. Таусень - это также окончание всех крестьянских сезонных работ уходящего года, праздник урожая и День Осеннего равноденствия.

Это самый великий осенний праздник урожая, во время которого волхв или старейшина «прячется» за яствами (в старину за огромным медовым пирогом), сложенными горкою на общем столе, и спрашивает всех собравшихся: «Зрите ли мя, детушки?». Если ответ будет: «Не зрим, батюшка (отче)», то это означает богатый урожай, а если: «Зрим», то худой, после чего волхв благословляет народ словами: «Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год не зрели!» или «Так дай же Боги, чтобы на следующий год было больше!». После зачина, на котором обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей с сурьёй (священный напиток), начинается «пир горой» (еда на праздничном столе складывается горкой, которая к концу пира значительно уменьшается).

Согласно славянским верованиям, о сию пору «закрывается» Сварга, куда «уходят» из Яви Светлые Боги до будущей весны, оставаясь, тем не менее, в сердцах людей, живущих по Прави. В этот день разыгрывается сказка о богатыре и подземном царстве, призванная напомнить об угасающем солнце и наступающей зиме. Перед наступлением темноты разжигают огонь и прыгают через него, очищаясь.

 
ColdflameДата: Пятница, 27.12.2013, 21:05 | Сообщение # 8
Комментатор
Группа: Администраторы
Сообщений: 50
Статус: Offline
С новым Коло!

Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Овсенем.

Праздник Коляды (отмечаемый 25 стужня декабря, через несколько дней после зимнего солнцестояния (Карачуна) – когда день уже «на воробьиный скок» прибыл) – один из важнейших светодней Кологода. С кануна Коляды начинаются зимние святки (Светлые вечера) – период празднеств и гуляний, длящийся целых две недели и завершающийся Водокресом (6 сеченя января). Святки делятся на две части: Светлые Вечера (длящиеся до Щедреца – 31 стужня декабря) и Страшные (Ворожные) Вечера (с 1 сеченя января до Водокреса). О сию пору совершаются многочисленные обряды, ходят по городам и сёлам ряженые, пирует да веселится народ…

Праздник Коляды
В праздник зимнего Солнцеворота в честь Солнца возжигают священные костры, приносят жертвы… В обрядовых песнях народная Традиция донесла до нас память о древнем ритуале славления Богов:
«За горою крутою, за рекою быстрою
Стоят леса дремучие, огни горят горючие
Вокруг огня люди стоят,
Люди стоят, колядуют…»
«За рекою за быстрою
Леса стоят дремучие,
Огни горят великие,
Вокруг огней скамьи стоят,
Скамьи стоят дубовые,
На тех скамьях добры молодцы,
Добры молодцы, красны девицы
Поют песни — колядушки,
В средине них старик сидит,
Точит он свой булатный нож,
Котел кипит горючий,
Возле котла козел стоит,
Хотят козла зарезати»

На Коляду в старину творился обряд обновления Огня: все Огни в селении тушились, и при помощи трения добывался Новый (иначе – Живой). Новым Огнём зажигали обрядовый костёр (в котором было принято сжигать старые вещи – для очищения от отжившего свой срок), а после Огонь разносился по домашним очагам. В это же время катали с горы горящее колесо – символ набирающего силу Солнца:

«Колесо, гори-катись,
Со Весной Красной вернись!»

 
РадимирДата: Среда, 26.08.2015, 23:53 | Сообщение # 9
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
ВЕДИЧЕСКАЯ "МАСЛЕННИЦА" И ХРИСТИАНСКАЯ - В ЧЕМ ОТЛИЧИЯ

Во первых, отличия в датах. И это не просто цифры. Славянское мировозрение опирается на солнечный цикл. То есть основные праздники проходят в дни солнечной активности, так Комоедица ("масленница") - праздновалась в день весеннего равноденствия, когда день становится равен ночи и со следующих суток начинается постепенное увеличение дневного света.
Христиане же "лунники" - поэтому многие их праздники с плавающими датами зависят именно от лунных циклов.

Второе - названия. Праздник стал именоваться "Масленица" лишь с XVI века, когда был включен в церковные праздники и по времени "сдвинут" ближе к началу года из-за наличия у христиан Великого поста, которому церковная Масленица (сырная седмица) предшествует. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы.
 
Форум » Хронология России и других стран, правда и вымыслы » Мы - славяне! » Коляды Дар. Праздники славян
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017 Радимир Коловрат
Сайт создан в системе uCoz