Дата: Воскресенье, 08.01.2012, 20:05 | Сообщение # 1
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Основные группы славянских имён:
* Двухосновные (Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар, Милонег и др.) и их производные (Добрыня, Тишило, Рат(и)ша, Путята и т. п.) * Имена от причастий (Ждан, Неждан, Хотен) * Имена из животного и растительного мира (Щука, Ёрш, Заяц, Волк, Орел, Орех и т. п.) * Имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк) * Имена по человеческим качествам (Храбр)
Особый пласт имён представляли княжеские имена, преимущественно употребляемые в правящей династии, у каждого славянского племени набор их был отличен (например, на Руси — Вячеслав, Ярополк, Всеволод).
Производные имена образуются по следующей модели: из двухосновного отсекается вторая часть (часто с соединительным гласным) и прибавляется суффикс или окончание (-ло, -та, -тка, -ик, -ята, -ня, -ка).
Первые века христианства (X—XIII вв.) славянские имена употреблялись на Руси в быту, крестильные же имена (разного происхождения, но через греческое посредство) использовались лишь в церкви. С XIV в. основным именем становится христианское, причём люди продолжали иметь прозвища, уже не традиционные, а обычно связанные с той или иной чертой человека и мотивируемые живым языком (Волк, Палка, Большой и т. п.), от них параллельно с крестильными именами (Иванов, Петров) позже стали образовываться русские фамилии (Волков, Палкин, Большов и т. п.). Из славянских имён сохранились в употреблении лишь те, которые носили канонизированные святые — тем самым эти имена стали даваться в крещении (Владимир, Всеволод, Борис и др.).
Ряд имён из славянских корней возник на славянской почве как калька греческих, например, Вера, Надежда, Любовь (Пистис, Элпис, Агапе), Лев (Леон). К славянским дохристианским они не относятся.
******************** Б ******************** * Бажен— желанное дитя, желанный. То же значение у имён Бажай и Бажан. От этих имён возникли фамилии Бажанов, Баженов и Бажутин. * Бажена— женская форма имени Бажен. * Белослав— от БЕЛ — белый, белеть и СЛАВ — славить. Сокращённые имена: Беляй, Белян. От этих имён возникли фамилии: Белов, Белышев, Беляев. * Белослава— женская форма имени Белослав. Сокращённое имя — Беляна. * Беримир— заботящийся о мире. * Берислав— берущий славу, заботящийся о славе. * Берислава— женская форма имени Берислав. * Благослав— прославляющий доброту. * Благослава [/col[color=blue]or]— женская форма имени Благослав. Сокращённые имена: Блага, Благана, Благина. * [color=blue]Блуд— распутный, непутёвый. Одно из «отрицательных» имен. От этого имени возникла фамилия: Блудов. Историческая личность: Блуд — воевода Ярополка Святославича. * Богдан— богом данный, подарок бога, ребёнок данный Богом. То же значение у имени Божко. От этих имён возникли фамилии Богданин, Богданов, Богдашкин и Божков. * Богша— краткая форма, известна из грамоты № 114, Новгород. * Богдана— женская форма имени Богдан. * Богомил— Божидар — подаренный Богом, милый Богу. То же значение у имени Богумил. * Боголюб— любящий Бога. От этого имени возникла фамилия Боголюбов. * Богуслав— славящий бога. * Божидара— женская форма имени Божидар. * Божена(Божана) — божья, благословенная или богом одарённая. * Болеслав— прославленный, более славный. Историческая личность: Болеслав I — польский король. * Болеслава— женская форма имени Болеслав. * Боримир— борец за мир, миротворец. * Борислав— славный борьбой — борец за славу. Сокращённые имена: Борис, Боря. От этих имён возникли фамилии Борин, Борискин, Борисов, Борисихин, Боричев и Борищев. Историческая личность: Борис Всеславич Полоцкий — князь Полоцкий, родоначальник Друцких князей. * Борислава— женская форма имени Борислав. * Борщ— одно из персонифицированных имён растительного мира. В дословном переводе: Борщ — ботва растений. От этого имени произошла фамилия Борщёв. * Боян— сказатель. Имя образовалось от глагола: баять — говорить, рассказывать, воспевать. Т же значение у имён Баиан, Баян. От этих имён произошла фамилия Баянов. Легендарная личность — песнотворец Боян. * Бояна— женская форма имени Боян. * Бранимир— бранящий, ругающий мир. * Братислав— славный братьями — От БРАТИ — бороться и СЛАВ — славить. * Братислава— женская форма имени Братислав. * Бронислав— славно обороняющий (огласовка польская, рус. Боронислав) — защитник славы, оберегающий славу. То же значение у имени Бранислав. Сокращённое имя — Броня. * Бронислава— женская форма имени Бронислав. * Брячислав— от БРЯЧИ — бряцать и СЛАВ — славить. Историческая личность: Брячислав Изяславич — князь Полоцкий. * Будигост— пробуждающий гостя (гости — ещё и название купцов). * Будимир— пробуждающий мир — миротворец. От этого имени произошли фамилии Будилов и Будищев. * Бурислав— ?
******************** В ******************** * Вадим— спорщик, раздорник (от древнерусского «вадити» — сеять смуту, спорить, обвинять, клеветать) * Вацлав * Велерад * Велиград * Велимир— большой мир. * Велимира— женская форма имени Велимир. * Велимудр— многознающий. * Велислав— большая слава, наиславнейший. * Велислава(сокр. Вела, Велика, Величка) — женская форма имени Велислав. * Венцеслав— посвящающий славе, увенчанный славой. * Венцеслава— женская форма имени Венцеслав. * Вера— вера, верная. * Веролюб— любящий веру. * Веселин— весёлый, жизнерадостный. * Веселина(Весела) — женская форма имени Веселин. Тоже значение имеет имя: Весела. * Веслав— польское * Веслава— женская форма, польское * Видана * Видогост * Витигост * Витомир * Владдух— князь Вендов, 772 год * Владимир(Володимер) — владеющий миром. Тоже значение имеет имя: Володимер. От этого имени произошли фамилии: Владимиров, Владимирский, Володимеров, Володин, Володичев. Историческая личность: Владимир I Святославич Красное Солнышко — князь Новгородский, великий князь Киевский. * Владимира— женская форма имени Владимир. * Владислав(Володислав, сокр. Влад) — владеющий славой. Тоже значение имеет имя: Володислав. Сокращенное имя: Влад. Историческая личность: Володислав — сын Игоря Рюриковича. * Владислава(сокр. Влада) — женская форма имени Владислав. Сокращенное имя: Влада. * Властимир * Военег— наслаждающийся боем. * Возгарь * Воислав(сокр. Воило, Воин) — славный воин (старое «вой» = совр. «воин»). Сокращенные имена: Воило, Воин. От этих имен произошли фамилии: Воейков, Войников, Воинов. Историческая личность: Воин Васильевич — из рода Ярославских князей. * Воислава— женская форма имени Воислав. * Волибор— борющийся за волю. * Волк(Вук) — одно из персонифицированных имён животного мира. От этого имени произошла фамилия: Волков. * Ворон— одно из персонифицированных имён животного мира. От этого имени произошли фамилии: Воронихин, Воронов. * Воротислав— возвращающий славу. * Всеволод— властелин народа, всем владеющий. От этого имени произошли фамилии: Всеволодов, Всеволожский. Историческая личность: Всеволод I Ярославич — князь Переяславский, Черниговский, великий князь Киевский. * Всеград * Всемил— всеми любимый. * Всемила— женская форма имени Всемил. * Всемысл— мыслящего обо всем. * Всемысла— женская форма имени Всемысл. * Всесвет * Всеслав(Сеслав) — всеславящий, знаменитый. Тоже значение имеет имя: Сеслав. От этого имени произошла фамилия: Сеславин. Историческая личность: Всеслав Брячиславич Полоцкий — князь Полоцкий, великий князь Киевский. * Всеслава— женская форма имени Всеслав. * Вторак(Второй, Вторуша) — второй сын в семье. Тоже значение имеют имена: Второй, Вторуша. От этих имен произошли фамилии: Второв, Вторушин. * Вышеслав— выше своей славой (других) * Вышемир * Вячеслав(Вацслав) — наиславнейший, самый славный. Тоже значение имеет имя: Вацслав, Вышеслав. От этих имен произошли фамилии: Вышеславцев, Вячеславлев, Вячеславов. Историческая личность: Вячеслав Владимирович — князь Смоленский, Туровский, Переяславский, Вышгородский, великий князь Киевский. * Вячко— сокращённая форма от Вячеслав.
******************** Г ******************** * Говен — мужское имя, известно из звенигородской берестяной грамоты № Звен2, * Годогост * Годослав (Годлав) Тоже значение имеет имя: Годлав. Историческая личность: Годослав — князь бодричей-рарогов. Голуба — кроткая. От этого имени произошли фамилии: Голубин, Голубушкин
* Годобрат * Голуба — кроткая. * Горазд — искусный, способный. От этого имени произошла фамилия Гораздов. * Горан * Горица * Горецвет * Горислав — пламенный, горящий в славе. * Горислава — женская форма имени Горислав. * Гордыня — гордый, непреклоняющийся. * Горыня — подобный горе́, громадный, несокрушимый; также — живущий в горах. Легендарная личность: богатырь — Горыня. * Гостевид * Гостемил — милый другому (гостю).От этого имени произошла фамилия: Гостемилов. * Гостомысл — думающий о другом (госте). Историческая личность: Гостомысл — князь Новгородский. * Гостята — женское имя, известно из грамоты № 9, Новгород * Гойник * Градимир — хранящий мир. * Градислав — охранящий славу. * Градислава — женская форма имени Градислав. * Гранислав — улучшающий славу. * Гранислава — женская форма имени Гранислав. * Громобой * Гремислав — прославленный. * Гудислав (сокр. Гудим) — прославленный музыкант, трубящий славу. От этих имен произошла фамилия: Гудимов.
******************** Д ******************** * Далибор * Данко * Дарён — подаренный. * Дарина (Дарёна, Дара) — женская форма имени Дарен. * Девятко — девятый сын в семье. * Деян — деятельный. * Добровлад * Доброгнева — сильная в гневе. * Доброгост — добрый гость (купец) * Добролюб — добрый и любящий. * Добромил — добрый и милый. * Добромила — женская форма имени Добромил. * Добромир (сокр. Добрыня, Добрыша) — добрый и мирный. * Добромира — женская форма имени Добромир. * Добромысл — добро мыслящий. * Добронрав — с добрым нравом. * Добронега * Доброслав — прославляющий доброту. * Доброслава — женская форма имени Доброслав. * Доброжир * Добрыня — добродушный. * Доможир, Домажир — богатый домом («жир» — достаток, богатство) * Домаслав (сокр. Домаш) — прославляющий родню. * Драган * Драгана * Драгомир — дороже мира. * Драгомира — женская форма имени Драгомир. * Дробн — мужское имя, см. грамоту № 181, Новгород * Дрочка — мужское имя, см. грамоту № 87, Новгород * Дубыня — подобный дубу, несокрушимый. * Душан — душевный, духовный. * Душица * Дружина (Друг) — товарищ. * Духовлад — владеющий своим духом. * Душевлад
******************** Е ******************** * Ерш — одно из персонифицированных имён животного мира.
******************** Ж ******************** * Жаворонок — одно из персонифицированных имён животного мира. * Ждан * Ждана — женская форма имени Ждан. * Жизнобуд — мужское имя, известно из новгородской грамоты № 607/562 * Жизномир — живущий в мире. * Жировит * Жирослав
******************** З ******************** * Заяц — одно из персонифицированный имён животного мира. * Забава — весёлая, забавная. * Завид — мужское имя, см. грамоты № 103, 156 Новогород. * Збигнев * Звенислава — оглашающая о славе. * Звонимир — оглашающий о мире. * Здебор — созидающий победу («бор» — борьба, победа). * Здебора — женская форма. * Здислав — польское. * Здислава — женская форма, польское. * Зима — суровая, холодная. Она же Мара. * Златомир — золотой мир. * Златоцвета (сокр. Злата) — золотоцветная. * Злоба — одно из «отрицательных» имён. * Зоран * Зорица
******************** И ******************** * Избыгнев * Изяслав — добывший славу. * Искрен (Искро) — искренний. * Искра — женская форма имени Искрен. * Истислав — славящий истину. * Истома — томимый (возможно связано с тяжёлыми родами).
******************** К ******************** * Казимир * Казимира * Колот * Красимир — прекрасный и мирный * Красимира (Краса) — женская форма имени Красимир. * Крив — прозвище «кривой» (одноглазый) * Креслав — возжигающий (от «кресити») славу; огнепоклонник. * Клонимир — cын Сербского князя Стоимира.
******************** Л ******************** * Лада * Ладимир — ладящий миром. * Ладислав — ладный славой. * Лебедь (Лыбедь) — персонифицированное имя животного мира. * Лесьяр — охраняющий лес. * Лудислав, Лудьслав — мужское имя, см. грамоту № 113, Новгород * Лучезар — первый луч зари. * Любава * Любиград * Любим — любимый. * Любица * Любогост — любящий гостя (купца). * Любовь, Люба, Любошь, Любичанъ, Любона * Любомила — любимая, милая. * Любомир — любящий мир. * Лютомир — лютый мир. * Любомира — женская форма имени Любомир. * Любомысл — любящий размышлять. * Любослав — любящий славу. * Людмил — милый людям; мужская форма имени Людмила. * Людмила * Людевит * Лютовлад * Лютогост * Лютой
******************** М ******************** * Мал (Малой, Младен) — маленький, младший. * Малобуд * Малуша (Млада) — женская форма имени Мал. * Местятка — известно из грамоты № 213, Новгород * Мечислав — славный мечом. * Милан (Милен) — милый. * Милана (Милава, Милада, Милена, Милица, Умила) — женская форма имени Милан. * Милобуд * Миловид * Милован — ласкающий, заботливый. * Милодух — князь сербов. * Милодана — женская форма имени Милодан. * Миломир * Миломира * Милорад — милый и радостный. * Милослав (сокр. Милонег) — славный милостью. * Милослава — женская форма имени Милослав. * Миодраг — драгоценный, божественный. * Мирина — мирная. * Миробуд * Мировид * Мировей * Миролюб — миролюбивый. * Миронега * Мирослав — славный миром. * Мирослава — женская форма имени Мирослав. * Младан — мальчик, молодой * Молчан — неразговорчивый, молчаливый. * Мрак — мрак. * Мстислав — славный местью. * Мстислава — женская форма имени Мстислав. * Мстивой — мстящий воин * Мороз — хладнокровный. * Моймир — князь Моравский. * Мутимир
******************** Н ******************** * Нажир — мужское имя, известно из грамот № 233, 235 Новгород. * Невзор — одно из «отрицательных» имён. * Нежана * Неженец — мужское имя, известно из звенигородской грамоты №звен2 * Некрас — одно из «отрицательных» имён. * Некраса — женская форма имени Некрас. * Новик (Новак) — новый. * Новица * Неждана — нежданная.
******************** О ******************** * Онагост * Орёл — одно из персонифицированных имён животного мира. От этого имени произошла фамилия: Орлов. * Орлик * Осьмой (Осьмуша) — восьмой ребёнок в семье. От этих имен произошли фамилии: Османов, Осьмеркин, Осьмов. * Осмомысл — мыслящего за семерых или имеющего на каждое дело восемь мыслей. * Остромир
******************** П ******************** * Передслава (Предслава) * Пересвет — сражающийся за свет. * Пламена * Позвизд — предположительно, имя одного из последних сыновей Владимира Святославича. Совпадает с именем славянского «бога ветров» книжного происхождения. * Предраг — сверхдрагоценный * Премысл — перемысливающий все (чешский князь, 750 г.) * Преслава * Путимир — разумный и мирный * Путислав (Путята) — славящий разумно.
******************** Р ******************** * Радигост (Радогаст, Радогост, Радегаст) — заботящийся о другом (госте, купце). * Радиград * Радимир (Радомир, сокр. Радим) — заботящийся о мире. Тоже значение имеет имя: Радомир. Сокращенное имя: Радим. От этих имен произошли фамилии: Радилов, Радимов, Радищев. Легендарная личность: Радим — прародитель радимичей. * Радимира (Радомира) — женская форма имени Радимир. * Радислав (Радослав) — заботящийся (радеющий) о славе. * Радислава — женская форма имени Радислав. * Радмила — заботливая и милая. * Радовлад * Радогор — радость гор, очень сильный. * Радосвета — освящающая радостью (муж. Радосвет). * Радость (Рада) — радость, счастье. * Радомысл * Разумник — рассудительный, разумный. * Ратибор — воин леса, защитник. * Ратко * Ратмир, Ратимир — воин мира. * Рогнеда — дочь полоцкого князя Рогволода, первая жена князя Владимира. * Роговлад * Родовлад * Родислав — прославляющий Рода. * Рознег — мужское имя, известно из грамоты № 119, Новогород * Росслав — славный Росс. Отсюда Росславль — ныне Рослау, на Лабе * Ростислав — возрастающая слава. Историческая личность: Ростислав Владимирович — князь Ростовский , Владимиро-Волынский ; Тмутараканский ; Родоначальник князей Галицких и Волынских. * Ростислава — женская форма имени Ростислав. * Ростих — мужское имя, известно из грамоты № 160, Новгород * Ружана * Ружица * Румяна
******************** С ******************** * Самовлад * Сбыслава * Сбыня — известно по грамоте № 2, Торжок * Светислав (Светослав) — прославляющий свет. Тоже значение имеет имя: Светослав. * Светислава — женская форма имени Светислав. * Светлан — светлый, чистый душой. * Светлана — женская форма имени Светлан. * Световид (Свентовид) — видящий свет, прозорливый. Тоже значение имеет имя: Свентовид. Имя западнославянского Бога. * Световлад * Светозар — озаряющий светом. * Светозара (Светлозара) — женская форма имени Светозар. Тоже значение имеет имя: Светлозара. * Святогор — несокрушимая святость. Легендарная личность: Святогор — былинный богатырь. * Святополк — предводитель священного войска. Историческая личность: Святополк I Ярополкович — великий князь Киевский. * Святослав — священная слава. Сокращенное имя: Святоша. Историческая личность: Святослав I Игоревич — князь Новгородский и великий князь Киевский. * Святослава — женская форма имени Святослав. * Сияна — женское * Славомир — мирнославящий. * Славомыс * Слободан — свободный, дающий свободу. * Скалогром * Смиляна — от названия цветка * Сновид — мужское, известно из новгородской грамоты. * Собеслав * Соловей — персонифицированное имя животного мира. От этого имени произошли фамилии: Соловей, Соловьев. Легендарная личность: Соловей Будимирович — герой из былин. * Сом — персонифицированное имя животного мира. * Снежана — беловолосая, холодная. * Станимир — устанавливающий мир. * Станимира — женская форма имени Станимир. * Станислав — устанавливающий славу. От этого имени произошла фамилия: Станищев. Историческая личность: Станислав Владимирович — князь Смоленский * Станислава — женская форма имени Станислав. * Стоян — крепкий, несгибаемый, стойкий. * Стоум — умный как сотня. * Строимир * Судимир * Судислав * Судиша — мужское имя, возможно, уменьшительное от Судислав. Известно по новгородской грамоте № 235 * Сулислав
******************** Т ******************** * Татимир— военачальник 959-го года в Византии. * Твердимир— от <тверд> — твёрдый и <мир> — мирный, мир. * Твердислав— от <тверд> — твёрдый и <слав> — славить. Творимир — создающий мир. От этого имени произошли фамилии: Твердилов, Твердиславов, Твердиславлев. * Твердята— мужское имя, известно из новгородской грамоты № 84 * Творимир— создающий мир. * Тихомир— тихий и мирный. От этого имени произошла фамилия: Тихомиров. * Тихомира— женская форма имени Тихомир. * Томила * Томислав * Томица * Торчин— мужское имя, известно из грамоты № 225, Новгород * Третьяк— третий сын в семье. * Тур— персонифицированное имя животного мира. Легендарная личность: Тур — основатель города Туров.
******************** У ******************** * Уйка— см. грамоту № 114, Новгород * Улада * Умила— легендарная дочь новгородского князя Гостомысла. * Унислав
******************** Ч ******************** * Часлав— чающий славы. * Часлава(Чеслава) — женская форма имени Часлав. * Чернава(Чернавка) — темноволосая, смуглая (загорелая).От этих имен произошли фамилии: Чернавин, Чернавкин. * Чернек— мужское имя, см. грамоту № 113, Новгород * Чеслав— славный честью. * Честимир * Четвертак— четвёртый сын в семье
******************** Щ ******************** * Щука— персонифицированное имя животного мира.
******************** Я ******************** * Яробуд * Яровид * Яромир— ярый (мощный) мир, солнечный мир. * Ярополк— ярое (мощное) войско, предводитель солнечного войска. Историческая личность: Ярополк I Святославич — великий князь Киевский. * Ярослав— обладающий ярой (мощной) славой, славящий Ярилу. От этого имени произошла фамилия: Ярославов. Историческая личность: Ярослав I Владимирович — князь Ростовский, князь Новгородский, великий князь Киевский. * Ярослава— женская форма имени Ярослав. * Ясна— ясная * Ясномысл
------------------------------------------------------------------------------------ Литература * Морошкин М. Я. Славянский именослов, или собрание славянских личных имен в алфавитном порядке. — Спб., 1867 * Тупиков Н. М. Словарь древнерусских собственных имен. — СПб., 1903 * Веселовский С. Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. — М., 1974 * Суслова А. В., Суперанская А. В. О русских именах. — Л., 1978
Дата: Воскресенье, 28.04.2013, 21:07 | Сообщение # 2
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Куда делись русские имена?
Не так давно ко мне обратился дальний родственник по линии жены с просьбой помочь разобраться в сложившейся ситуации: две семьи решили окрестить своих сыновей с именами Игорь, Олег и Вадим. Отцы этих ребятишек пошли в церковь узнать, что для этого необходимо и вернулись в большом унынии: батюшка сказал, что у детей имена языческие, которые необходимо сменить на нормальные, то есть христианские. Отцов это не устроило, но расстроило и удивило, что русские имена не удовлетворяют каким-то канонам РПЦ (они тогда считали эту церковь Русской).
Пришлось объяснить, что РПЦ - еврейская церковь для русских рабов, а христианство далеко от истинного учения Христа. Как и большинство наших современников, эти ребята долго не могли понять отличие таких простых вещей. Думаю, уместно будет вспомнить «Шинель», произведение безсмертного Н.В.Гоголя, в котором рассматривается процедура «приобретения» имени во времена не столь отдаленные, но еще находящиеся под бдительным присмотром иноземной церкви. «Родильнице предоставили на выбор любое из трех, какое она хочет выбрать: Моккия, Соссия, или назвать ребёнка во имя мученика Хоздазата. «Нет, - подумала покойница. – имена-то всё такие». Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифилий, Дула и Варахасий. «Вот это наказание, - проговорила старуха, - какие все имена; я, право, никогда и не слыхивала таких. Пусть бы ещё Варадат или Варух, а то Трифилий и Варахасий». Ещё переворотили страницу – вышли: Павсикахий и Вахтисий. «Ну, уж я вижу, - сказала старуха, - что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий».
В замечательной книге нашего современника Вадима Станиславовича Казакова «Именослов» дается ответ на поставленный в заголовке вопрос: «Вряд ли кому-нибудь теперь захочется назвать ребенка такими именами, как Закхей, Макрина, Уриил, Африкан. Народ не принял их, несмотря на все старания церкви. В обиходе остались лишь «простые» имена. Но вот что они означают, это нам и предстоит выяснить. Большинство Современных родителей называют детей бездумно, руководствуясь пословицей «хоть горшком назови, только в печку не ставь». Бльшинство (более 85 употребляемых ныне имен не являются славянскими.
Это причудливая смесь греческих, латинских и израильских кличек, прозвищ, имен и целых предложений. Например, Вениамин – сын правой руки, Варвара – балаболка, Мария – горемыка. О том, насколько нелепо выбирать имя на слух, показывает пример с Анастасией. Анастасия в буквальном переводе с греческого означает «оживший мертвец»! Вкупе с фамилией и отчеством получаются и вовсе причудливые сочетания. Как перевести на русский «Яков Моисеевич Иванов»?
А очень просто! Это же «Пятка Вынутая-из-Воды Яхве-Подарил». А что такое «Лия Трофимовна Ефремова»? Да это же «Тёлка Упитанная Плодовитая»! Почему же не назвать ребенка прекрасным славянским именем: Божена, Злата, Милена, Вячеслав или Святослав? Нет, обязательно нужно назвать Хромоножкой (Клавдией), Тюленем (Фокой) или Пяткой (Яковом). Конечно, не всем могут понравиться имена, приводимые в «Именослове» (многие, например, стесняются назвать свою дочь Снежаной или Боженой, зато не стесняются назвать Агнессой (Овечкой) или Варварой (Балаболкой), поэтому для сравнения я приведу значения нескольких наиболее распространенных «настоящих» имен.
Далее автор этой популярной и незаменимой в славянских семьях книги дает подробный расклад всех заимствованных имен и имен славянских. Оказывается, что широко распространенными славянскими именами являются: Владимир, Игорь, Станислав, Олег, Ольга, Светлана. Несколько десятков имен относятся к разряду имен ограниченного распространения.
К категории редких славянских имен относятся еще три десятка мужских и женских имен. Что же касается распространения территориально, то славянские имена чаще распространены в порядке возрастания в Польше, Словакии, Болгарии, Чехии и только в Сербии наблюдается превосходство родных имен над чужеземными (60-65 %).
Начиная с конца 80-х в России наблюдается устойчивый рост количества славянских имен, что говорит о проснувшемся самосознании русского народа и его стремлении восстановления связи со своими корнями. С конца 90-х годов появилась тенденция получения общинного славянского имени, в первые годы 21 столетия этот процесс приобрел массовый характер. Общинные славянские имена получают не только дети, но и их взрослые родители, дедушки и бабушки, что является хорошим признаком оздоровления нации. Тенденция эта неуклонно возрастает и дает добрую надежду на возрождение Руси.
Дата: Воскресенье, 28.04.2013, 21:14 | Сообщение # 3
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Когда и почему пропали славянские имена и прозвища?
То, чем мы гордимся и что является отличительной нашей особенностью, это наша фамилия. Когда же появились наши фамилии?
Составитель сборника «Словарь современных русских фамилий» И.М. Ганжина пишет:
«…Значительная часть современных русских фамилий образована от имен церковного календаря. Эти имена, ИНОЯЗЫЧНЫЕ И ЧУЖДЫЕ РУССКОМУ НАРОДУ, только в XIX-XX вв. стали активной базой для создания русских фамилий. Но в XVI-XVIII вв. такие фамилии БЫЛИ НЕМНОГОЧИСЛЕННЫ и образовывались, как правило, от светских, бытовых вариантов канонических имен, обычно от полной формы (Борисов, Юрьев, Андреев,Нефедов, Исаев и т.п.). Основная масса фамилий, образованных от христианских имен, в том числе от уменьшительных и уничижительных форм(типа Ванюшечкин, Иванчиков, Васьков), возникла не ранее второй половины XIX века, в период массового «офамиливания» русских крестьян…»
В одной из своих статей, изучая старославянские имена/прозвища в сельце Муромино Старорязанского стана Переяславль-Рязанского уезда, я пришел к любопытному выводу. В 1646 г. всего 5 человек по этому сельцу и находящейся рядом деревне Семкино писались в официальном документе не с христианским, каноническим именем, а ПОД СТАРОСЛАВЯНСКИМ!При этом, в селе Казари, куда жители Муромино и Семкино ходили в церковь, в переписи, составленной на 17 лет раньше (1629 г.) уже НЕ БЫЛО ЗАФИКСИРОВАНО НИ ОДНОГО НОСИТЕЛЯ СТАРОРУССКОГО ИМЕНИ. Да, почти все жители писались трехчленной формой (с дедичеством), но все были записаны ПОД ХРИСТИАНСКИМИ ИМЕНАМИ.
А между тем «Словарь» Тупикова и «Ономастикон» Веселовского пестрят примерами МАССОВОГО использования этих имен ВСЕГО ЛИШЬ во 2-й половине XVI века.
О чем говорят вышеприведенные факты? Почему к середине XVII столетия в вышеупомянутых селениях практически ВСЕ НЕХРИСТИАНСКИЕ имена/прозвища БЫЛИ практически полностью ВЫТРАВЛЕНЫ из употребления без исключения? Что произошло за 2-ю половину XVI – начало XVII вв?
Автор первого фундаментального труда о русских именах и фамилиях Н.М. Тупиков пишет:
«В XVII в. русские имена (имеются в виду НЕХРИСТИАНСКИЕ, НЕЦЕРКОВНЫЕ) стали терять свое значение личных имен…»
Я очень уважаю Тупикова. За то, что он БЫЛ ПЕРВЫМ. За его колоссальный, титанический труд по сбору материала. Но Тупиков НЕ ОТВЕЧАЕТ мне на простой вопрос: «Почему?» Почему вдруг эти имена стали терять свое значение? Само собой ведь НИКОГДА НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ. Это не слепой случай или провидение. Значит, должна быть причина, какая-то логика во всем происходившем!
Мода? Помилуйте. Это ж не XX век, когда человек настолько свободен, что ВОЛЕН выбирать все то, что ему заблагорассудится. И потом, даже мода делается конкретными людьми и их вкусами. Пример из Петровского:
«…Учительница С.Н. Уварова из села Коростово Рязанской области пишет, что «из 23 учениц, окончивших в 1955 году семилетку,было 17 Нин! За последние два года новорожденные девочки в названном селе называются или Танями, или Надями. Исключения редки…»
XVII же столетие – это апологет архаичности! Вопрос мой простой, но я не могу найти на него ответа. А вопросы продолжают нарастать как снежный ком! Раз были причиннно-следственные связи в этих событиях,значит за этими событиями СТОЯЛ КАКОЙ-ТО КОНКРЕТНЫЙ ЧЕЛОВЕК! Или, на худой конец, отдельные личности. Но кто? Кто именно? Ради обыкновенного любопытства, интереса, хочется разобраться.
Итак, заглянем для начала в век семнадцатый. Потому, что ИМЕННО ТОГДА исчезают из употребления древние, старорусские имена.
В.О. Ключевский пишет:
«…До XVII в. русское общество отличалось цельностью своего классового состава. Боярин и холоп неодинаково ясно понимали вещи, неодинаково твердо знали свой житейский катехизис; но они черпали свое понимание ИЗ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ИСТОЧНИКОВ, твердили один и тот же катехизис и поэтому ХОРОШО ПОНИМАЛИ ДРУГ ДРУГА, составляли однородную нравственную массу.
Западное влияние РАЗРУШИЛО ЭТУ ЦЕЛЬНОСТЬ. Оно не проникало в народ глубоко, но в верхних классах общества … оно постепенно приобретало господство. Как трескается стекло, неравномерно нагреваемое в разных своих частях, так и русское общество, неодинаково проникаясь западным влиянием во всех своих слоях, раскололось.
Раскол, произошедший в русской церкви XVII в., был церковным отражением этого нравственного раздвоения, вызванного западным влияниемв обществе. Тогда стали у нас друг против друга два миросозерцания, два враждебные порядка понятий и чувств, два лагеря…»
Но только ли дело в западном влиянии? Ведь результатом этого влияния было отнюдь не использование немецких или английских собственных имен. Западное влияние ЛИШЬ ПОДТОЛКНУЛО веяния, которые к тому времени УЖЕ ПРОИСХОДИЛИ в русском государстве.
И потом, уже в переписи 1646 г. (т.е. началу царствования Алексея Михайловича, использование старорусских имен/прозвищ в официальных документах практически сведено на нет. А до петровских реформ было еще очень далеко.
Итак, какие события? Какие веяния? Перелопатив весь XVII век, я таки не нашел ответа на мой вопрос. События, происходившие в этом столетии, насыщенны, ярки и, действительно, полны драматизма: голод,смута, народные восстания, гибель старой и рождение новой царской династии. Но, вглядываясь в логическую цепь этих событий, изучая причины их появления, не удалось их связать с моим главным вопросом: «Почему к середине XVII столетия в вышеупомянутых селениях практически ВСЕ НЕХРИСТИАНСКИЕ имена/прозвища БЫЛИ практически полностью ВЫТРАВЛЕНЫ из употребления без исключения?»
Попытки ответа на этот непростой вопрос приводят нас к выводу, что необходимо обратиться к обыкновенному быту, практике. Заглянем в справочник Н.А. Петровского:
«…Регистрация новорожденных детей проводилась ТОЛЬКО церковью, где осуществлялся обряд крещения. Таким образом, крещения не миновал НИ ОДИН ребенок, даже если его родители были неверующими. Какие же имена давались тогда? В русской православной церкви были(да и теперь есть) особые книги – месяцесловы, или святцы. В месяцеслове на каждый день каждого месяца записаны имена святых,которых в этот день чтит церковь. Священник перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имен, которые значились в святцах на день рождения ребенка. Этим обычно дело и кончалось…
Во всяком случае, ребенку МОЖНО БЫЛО ДАТЬ ТОЛЬКО ТАКОЕ ИМЯ, КОТОРОЕ ИМЕЛОСЬ В СВЯТЦАХ. Никакого вольнодумства тут не допускалось…»
Итак, первое с чего мы начнем – святцы! Заглянем для начала в «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»:
«Святцы – т. н. список святых, чтимых православной церковью, составленный в порядке месяцев и дней года, к которым приурочено празднование и чествование каждого святого. Церковные святцы назначаются для богослужебного употребления; они печатаются при богослужебных книгах – канонике, акафистнике, молитвослове, в конце их, а иногда в середине.
Окончательной, однообразной редакции святцев, печатаемых в церковных книгах, не существует. Одно только правило соблюдается непременно –каждое имя, заносимое святцами, должно принадлежать канонизованному церковью святому».
Для тех, кто никогда не видел месяцеслова, воспроизведем ниже небольшой отрывок из него:
2 февраля (20 января). Прп. Евфимия Великого. Прпп. Евфимия схимникаи Лаврентия затворника, Печерских. Мчч. Инны, Пинны и Риммы. Мчч.Васса, Евсевия, Евтихия и Василида.
3 февраля (21 января). Прп. Максима исп. Мч. Неофита. Мчч. Евгения, Кандида, Валериана и Акилы. Прп. Максима Грека. Мц. Агнии девы. Мч.Анастасия. Ктиторской и именуемой «Отрада», или «Утешение», Ватопедских икон Божией Матери…»
Таким образом, для тех, кто имел счастье родиться 2 февраля, на выбор предлагалось 6 имен, из которых 4 ПРАКТИЧЕСКИ НЕ УПОТРЕБЛЯЛИСЬ! Получается, что рожденные в этот день ОБЯЗАНЫ были именоваться Евфимием или Лаврентием!
Итак. Теперь наш главный вопрос. Кто и когда составил этот месяцеслов?
Ответ на этот вопрос дает библиографический словарь «Литература Древней Руси». Святцы появились как выдержки из русских Житий, составлявших основу фундаментального труда «Четьи-Минеи».
Великие Четьи-Минеи (ВМЧ) («четьи» – др. рус. – для чтения, «минеи»– от греч. месяц) – свод из 12 месячных книг (миней), своеобразная рукописная энциклопедия древнерусской духовной книжности XVI в.,включающая оригинальные и переводные памятники, главным образом житийные и риторические, церковно-учительные слова и другие сочинения отцов церкви. Первые русские четьи минеи были составлены под редакцией московского митрополита св. Макария (1428-1563). Следующее, более известное составление принадлежит ростовскому митрополиту св. Димитрию(1651-1709).
Вот, оказывается что! Я просто не там искал. Точнее искал ответа навопрос совсем не в том столетии! А между тем, ответ на мой вопрос может находиться на 100 лет раньше, в веке XVI, т.е. во времени Ивана Грозного!
ВМЧ были созданы как своеобразный многотомный сборник «всех книг четьих», «чтомых» на Руси (преимущественно «святых», предназначавшихся для «душеполезного» чтения). Состав их, подобранный и утвержденный церковью, должен был регламентировать годовой «круг чтения» на каждый день. Известны три «чистовых», полностью завершенных списка ВМЧ, фактически представляющих три самостоятельные редакции, или, точнее – три 12-томных книжных свода: Софийский, Успенский и Царский (названия спискам даны по месту их первоначального хранения). Успенский список ВМЧ – единственный из всех трех сохранившихся в полном составе на полках Патриаршей библиотеки. Внешнее оформление книг ВМЧ выдержано в торжественном стиле «второго монументализма». Размеры каждого 12-томного книжного свода огромны и вполне соответствуют названию «Великие» минеи, в отличие от значительно меньших по объему миней домакарьевского состава. Каждая из 12 книг ВМЧ насчитывает от 1500 до 2000 листов большого формата (так называемый «александрийский лист»).
Формирование трех беловых списков ВМЧ длилось около 25 лет. Создание Софийского свода ВМЧ было начато в Новгороде в 1529-30 гг. и длилось втечение 12 лет. Создание Софийского списка ВМЧ происходило в Новгороде при архиепископском доме Макария трудами «многих различных писарей» и книжников, переписывавших произведения, переделывавших их и предпринимавших новые переводы и сверку их по греческим оригиналам, «от иностранных и древних пословиц переводя на русскую речь», как писал в предисловии к ВМЧ Макарий. Для формирования первоначального состава ВМЧ были привлечены материалы всех подвластных архиепископу Макарию новгородских и псковских библиотек. Работа над Успенским и Царским списками частично продолжала проводиться в Новгороде (здесь копировались тексты Софийского списка), но, став митрополитом «всея Руси»,Макарий смог привлекать к работе писцов и книжников различных городов и монастырей со всех концов России, а окончательное оформление книг происходило, очевидно, под его наблюдением в Москве, в его митрополичьем скриптории.
Созданию ВМЧ предшествовала огромная составительская, переводческая и редакторская работа; она заключалась в сплошной и весьма существенной идейно-стилистической переработке всего пестрого собранного материала с тем, чтобы изложение в ВМЧ было выдержано в едином торжественном и велеречивом стиле «второго монументализма».
Итак, теперь нам понятно, когда именно появились «Четьи-Минеи». Но зачем, с какой целью Макарием они были составлены? Мы вплотную подошли к анализу событий, произошедших в середине XV столетия.
Православная церковь и язычество.
В XII-XIII вв. церковники жаловались на то, что их храмы пустуют:
«Если какой-нибудь плясун, или музыкант, или комедиант позовет на игрище, на сборище языческое, ТО ВСЕ ТУДА РАДОСТНО УСТРЕМЛЯЮТСЯ и проводят там, развлекаясь, целый день. Если же позовут в церковь, то позевываем, чешемся, сонно потягиваемся и отвечаем: «Дождливо, холодно» или еще чем-нибудь ОТГОВАРИВАЕМСЯ…
На игрищах нет ни крыши, ни защиты от ветра, но нередко и дождь идет, дует ветер, метет метель, но мы ко всему этому ОТНОСИМСЯ ВЕСЕЛО, увлекаясь зрелищем, гибельным для наших душ.
А в церкви и крыша есть, и приятный воздух, НО ТУДА ЛЮДИ НЕ ХОТЯТ ИДТИ».
Язычество продолжало существовать в самых широких слоях простолюдинов, отражая народную культуру, идеологию и мировоззрение. Новое же отношение к миру ФОРМИРОВАЛОСЬ ПЕРВОНАЧАЛЬНО В КНЯЖЕСКО-БОЯРСКОЙ СРЕДЕ.
Это важное замечание. Христианство во многом поначалу проигрывало язычеству. По наблюдению Н.П. Павлова-Сильванского, даже в XV в. финские племена Водской пятины (современная С-Петербургская губерния) поклонялись деревьям и камням и приносили им жертвы.
А. Шмеман пишет:
«Христианство на Руси насаждалось «сверху» самой государственной властью».
Своей моралью, своим учением, обрядами ОНО БЫЛО СОВЕРШЕННО ЧУЖДО исконному язычеству восточных славян. Между христианством и язычеством началась многовековая борьба, приведшая, в конце концов, к так называемому двоеверию – синтезу православия и язычества. Кардинал д'Элив начале XV в. писал в Рим:
«Русские в такой степени сблизили свое христианство с язычеством, что трудно было сказать, что преобладало в образовавшейся смеси: христианство ли, принявшее в себя языческие начала, или язычество, поглотившее христианское вероучение».
Один из защитников славянского язычества Ярослав Добролюбов уже в XX в. выражается более категорично:
«…Христианство – очень жестокая религия, непримиримая к инакомыслию: «Немир пришел я принести, но меч. Ибо я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку– домашние его» (Матф.10) …И ведь разделил! Мечом и разделил. А что может быть хуже раздора в семье? Что может быть хуже гражданской войны? Стоит ли этот бог хотя бы одного такого раздора? А сколько было их?»
И в этом же контексте он говорит:
«А кто отречется от меня пред людьми, отрекусь от того и я пред Отцем Моим Небесным.» То есть фактически он подводит к тому, что лучше отрекитесь от отца своего, чем от меня. Поскольку иначе в ад.
Язычество менее строго. Оно более природно, более естественно. Там в случае, например, засухи вполне приемлемо погрозить в небо кулаком и высказать Сварогу все, что ты о нем думаешь. Христианство же, напротив, за подобное справедливое человеческое «богонедовольство» обещает ад и страшные муки.
Русская культура была ЗАДАВЛЕНА христианством. Что христианство направило ее по узкой стезе, ЗАСТАВЛЯЯ ПОСТОЯННО ХВАЛИТЬ САМОЕ СЕБЯ. Чем дальше от X века, тем более это заметно…»
Не буду заострять внимание на формулировках. Не в этом главная цель этой статьи. Для нас основное – найти побудительные причины, послужившие тому, что язычеству в XV веке была объявлена смертельная война.