РадиМир - Ради Мiра


На сайте я: Гость в группе "Прохожие " Личных сообщений мне
на Главную                                                            Выйти с сайта
17:42 Пятница 14.12.2018


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]


  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Горыновна, Радимир  
Форум » Хронология России и других стран, правда и вымыслы » Мы - славяне! » Славянский именослов
Славянский именослов
РадимирДата: Воскресенье, 08.01.2012, 20:05 | Сообщение # 1
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Основные группы славянских имён:

* Двухосновные (Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар, Милонег и др.) и их производные (Добрыня, Тишило, Рат(и)ша, Путята и т. п.)
* Имена от причастий (Ждан, Неждан, Хотен)
* Имена из животного и растительного мира (Щука, Ёрш, Заяц, Волк, Орел, Орех и т. п.)
* Имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк)
* Имена по человеческим качествам (Храбр)

Особый пласт имён представляли княжеские имена, преимущественно употребляемые в правящей династии, у каждого славянского племени набор их был отличен (например, на Руси — Вячеслав, Ярополк, Всеволод).

Производные имена образуются по следующей модели: из двухосновного отсекается вторая часть (часто с соединительным гласным) и прибавляется суффикс или окончание (-ло, -та, -тка, -ик, -ята, -ня, -ка).

Пример: Яр[о[слав = Яр+ик=Ярик, Свят[о[слав = Свят(ет)+ик=Светик.

Первые века христианства (X—XIII вв.) славянские имена употреблялись на Руси в быту, крестильные же имена (разного происхождения, но через греческое посредство) использовались лишь в церкви. С XIV в. основным именем становится христианское, причём люди продолжали иметь прозвища, уже не традиционные, а обычно связанные с той или иной чертой человека и мотивируемые живым языком (Волк, Палка, Большой и т. п.), от них параллельно с крестильными именами (Иванов, Петров) позже стали образовываться русские фамилии (Волков, Палкин, Большов и т. п.). Из славянских имён сохранились в употреблении лишь те, которые носили канонизированные святые — тем самым эти имена стали даваться в крещении (Владимир, Всеволод, Борис и др.).

Ряд имён из славянских корней возник на славянской почве как калька греческих, например, Вера, Надежда, Любовь (Пистис, Элпис, Агапе), Лев (Леон). К славянским дохристианским они не относятся.

******************** Б ********************
* Бажен— желанное дитя, желанный. То же значение у имён Бажай и Бажан. От этих имён возникли фамилии Бажанов, Баженов и Бажутин.
* Бажена— женская форма имени Бажен.
* Белослав— от БЕЛ — белый, белеть и СЛАВ — славить. Сокращённые имена: Беляй, Белян. От этих имён возникли фамилии: Белов, Белышев, Беляев.
* Белослава— женская форма имени Белослав. Сокращённое имя — Беляна.
* Беримир— заботящийся о мире.
* Берислав— берущий славу, заботящийся о славе.
* Берислава— женская форма имени Берислав.
* Благослав— прославляющий доброту.
* Благослава [/col[color=blue]or]— женская форма имени Благослав. Сокращённые имена: Блага, Благана, Благина.
* [color=blue]Блуд
— распутный, непутёвый. Одно из «отрицательных» имен. От этого имени возникла фамилия: Блудов. Историческая личность: Блуд — воевода Ярополка Святославича.
* Богдан— богом данный, подарок бога, ребёнок данный Богом. То же значение у имени Божко. От этих имён возникли фамилии Богданин, Богданов, Богдашкин и Божков.
* Богша— краткая форма, известна из грамоты № 114, Новгород.
* Богдана— женская форма имени Богдан.
* Богомил— Божидар — подаренный Богом, милый Богу. То же значение у имени Богумил.
* Боголюб— любящий Бога. От этого имени возникла фамилия Боголюбов.
* Богуслав— славящий бога.
* Божидара— женская форма имени Божидар.
* Божена(Божана) — божья, благословенная или богом одарённая.
* Болеслав— прославленный, более славный. Историческая личность: Болеслав I — польский король.
* Болеслава— женская форма имени Болеслав.
* Боримир— борец за мир, миротворец.
* Борислав— славный борьбой — борец за славу. Сокращённые имена: Борис, Боря. От этих имён возникли фамилии Борин, Борискин, Борисов, Борисихин, Боричев и Борищев. Историческая личность: Борис Всеславич Полоцкий — князь Полоцкий, родоначальник Друцких князей.
* Борислава— женская форма имени Борислав.
* Борщ— одно из персонифицированных имён растительного мира. В дословном переводе: Борщ — ботва растений. От этого имени произошла фамилия Борщёв.
* Боян— сказатель. Имя образовалось от глагола: баять — говорить, рассказывать, воспевать. Т же значение у имён Баиан, Баян. От этих имён произошла фамилия Баянов. Легендарная личность — песнотворец Боян.
* Бояна— женская форма имени Боян.
* Бранимир— бранящий, ругающий мир.
* Братислав— славный братьями — От БРАТИ — бороться и СЛАВ — славить.
* Братислава— женская форма имени Братислав.
* Бронислав— славно обороняющий (огласовка польская, рус. Боронислав) — защитник славы, оберегающий славу. То же значение у имени Бранислав. Сокращённое имя — Броня.
* Бронислава— женская форма имени Бронислав.
* Брячислав— от БРЯЧИ — бряцать и СЛАВ — славить. Историческая личность: Брячислав Изяславич — князь Полоцкий.
* Будигост— пробуждающий гостя (гости — ещё и название купцов).
* Будимир— пробуждающий мир — миротворец. От этого имени произошли фамилии Будилов и Будищев.
* Бурислав— ?

 
РадимирДата: Воскресенье, 28.04.2013, 21:07 | Сообщение # 2
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Куда делись русские имена?


Не так давно ко мне обратился дальний родственник по линии жены с просьбой помочь разобраться в сложившейся ситуации: две семьи решили окрестить своих сыновей с именами Игорь, Олег и Вадим. Отцы этих ребятишек пошли в церковь узнать, что для этого необходимо и вернулись в большом унынии: батюшка сказал, что у детей имена языческие, которые необходимо сменить на нормальные, то есть христианские. Отцов это не устроило, но расстроило и удивило, что русские имена не удовлетворяют каким-то канонам РПЦ (они тогда считали эту церковь Русской).

Пришлось объяснить, что РПЦ - еврейская церковь для русских рабов, а христианство далеко от истинного учения Христа. Как и большинство наших современников, эти ребята долго не могли понять отличие таких простых вещей.
Думаю, уместно будет вспомнить «Шинель», произведение безсмертного Н.В.Гоголя, в котором рассматривается процедура «приобретения» имени во времена не столь отдаленные, но еще находящиеся под бдительным присмотром иноземной церкви. «Родильнице предоставили на выбор любое из трех, какое она хочет выбрать: Моккия, Соссия, или назвать ребёнка во имя мученика Хоздазата. «Нет, - подумала покойница. – имена-то всё такие». Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифилий, Дула и Варахасий. «Вот это наказание, - проговорила старуха, - какие все имена; я, право, никогда и не слыхивала таких. Пусть бы ещё Варадат или Варух, а то Трифилий и Варахасий». Ещё переворотили страницу – вышли: Павсикахий и Вахтисий. «Ну, уж я вижу, - сказала старуха, - что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий».

В замечательной книге нашего современника Вадима Станиславовича Казакова «Именослов» дается ответ на поставленный в заголовке вопрос: «Вряд ли кому-нибудь теперь захочется назвать ребенка такими именами, как Закхей, Макрина, Уриил, Африкан. Народ не принял их, несмотря на все старания церкви. В обиходе остались лишь «простые» имена. Но вот что они означают, это нам и предстоит выяснить. Большинство Современных родителей называют детей бездумно, руководствуясь пословицей «хоть горшком назови, только в печку не ставь». Бльшинство (более 85 wacko употребляемых ныне имен не являются славянскими.

Это причудливая смесь греческих, латинских и израильских кличек, прозвищ, имен и целых предложений. Например, Вениамин – сын правой руки, Варвара – балаболка, Мария – горемыка. О том, насколько нелепо выбирать имя на слух, показывает пример с Анастасией. Анастасия в буквальном переводе с греческого означает «оживший мертвец»! Вкупе с фамилией и отчеством получаются и вовсе причудливые сочетания. Как перевести на русский «Яков Моисеевич Иванов»?

А очень просто! Это же «Пятка Вынутая-из-Воды Яхве-Подарил». А что такое «Лия Трофимовна Ефремова»? Да это же «Тёлка Упитанная Плодовитая»! Почему же не назвать ребенка прекрасным славянским именем: Божена, Злата, Милена, Вячеслав или Святослав? Нет, обязательно нужно назвать Хромоножкой (Клавдией), Тюленем (Фокой) или Пяткой (Яковом). Конечно, не всем могут понравиться имена, приводимые в «Именослове» (многие, например, стесняются назвать свою дочь Снежаной или Боженой, зато не стесняются назвать Агнессой (Овечкой) или Варварой (Балаболкой), поэтому для сравнения я приведу значения нескольких наиболее распространенных «настоящих» имен.

Далее автор этой популярной и незаменимой в славянских семьях книги дает подробный расклад всех заимствованных имен и имен славянских. Оказывается, что широко распространенными славянскими именами являются: Владимир, Игорь, Станислав, Олег, Ольга, Светлана. Несколько десятков имен относятся к разряду имен ограниченного распространения.

К категории редких славянских имен относятся еще три десятка мужских и женских имен. Что же касается распространения территориально, то славянские имена чаще распространены в порядке возрастания в Польше, Словакии, Болгарии, Чехии и только в Сербии наблюдается превосходство родных имен над чужеземными (60-65 %).

Начиная с конца 80-х в России наблюдается устойчивый рост количества славянских имен, что говорит о проснувшемся самосознании русского народа и его стремлении восстановления связи со своими корнями. С конца 90-х годов появилась тенденция получения общинного славянского имени, в первые годы 21 столетия этот процесс приобрел массовый характер. Общинные славянские имена получают не только дети, но и их взрослые родители, дедушки и бабушки, что является хорошим признаком оздоровления нации. Тенденция эта неуклонно возрастает и дает добрую надежду на возрождение Руси.

Источник
 
РадимирДата: Воскресенье, 28.04.2013, 21:14 | Сообщение # 3
Писатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 1515
Статус: Offline
Когда и почему пропали славянские имена и прозвища?



То, чем мы гордимся и что является отличительной нашей особенностью, это наша фамилия. Когда же появились наши фамилии?

Составитель сборника «Словарь современных русских фамилий» И.М. Ганжина пишет:

«…Значительная часть современных русских фамилий образована от имен церковного календаря. Эти имена, ИНОЯЗЫЧНЫЕ И ЧУЖДЫЕ РУССКОМУ НАРОДУ, только в XIX-XX вв. стали активной базой для создания русских фамилий. Но в XVI-XVIII вв. такие фамилии БЫЛИ НЕМНОГОЧИСЛЕННЫ и образовывались, как правило, от светских, бытовых вариантов канонических имен, обычно от полной формы (Борисов, Юрьев, Андреев,Нефедов, Исаев и т.п.). Основная масса фамилий, образованных от христианских имен, в том числе от уменьшительных и уничижительных форм(типа Ванюшечкин, Иванчиков, Васьков), возникла не ранее второй половины XIX века, в период массового «офамиливания» русских крестьян…»

В одной из своих статей, изучая старославянские имена/прозвища в сельце Муромино Старорязанского стана Переяславль-Рязанского уезда, я пришел к любопытному выводу. В 1646 г. всего 5 человек по этому сельцу и находящейся рядом деревне Семкино писались в официальном документе не с христианским, каноническим именем, а ПОД СТАРОСЛАВЯНСКИМ!При этом, в селе Казари, куда жители Муромино и Семкино ходили в церковь, в переписи, составленной на 17 лет раньше (1629 г.) уже НЕ БЫЛО ЗАФИКСИРОВАНО НИ ОДНОГО НОСИТЕЛЯ СТАРОРУССКОГО ИМЕНИ. Да, почти все жители писались трехчленной формой (с дедичеством), но все были записаны ПОД ХРИСТИАНСКИМИ ИМЕНАМИ.

А между тем «Словарь» Тупикова и «Ономастикон» Веселовского пестрят примерами МАССОВОГО использования этих имен ВСЕГО ЛИШЬ во 2-й половине XVI века.

О чем говорят вышеприведенные факты? Почему к середине XVII столетия в вышеупомянутых селениях практически ВСЕ НЕХРИСТИАНСКИЕ имена/прозвища БЫЛИ практически полностью ВЫТРАВЛЕНЫ из употребления без исключения? Что произошло за 2-ю половину XVI – начало XVII вв?

Автор первого фундаментального труда о русских именах и фамилиях Н.М. Тупиков пишет:

«В XVII в. русские имена (имеются в виду НЕХРИСТИАНСКИЕ, НЕЦЕРКОВНЫЕ) стали терять свое значение личных имен…»

Я очень уважаю Тупикова. За то, что он БЫЛ ПЕРВЫМ. За его колоссальный, титанический труд по сбору материала. Но Тупиков НЕ ОТВЕЧАЕТ мне на простой вопрос: «Почему?» Почему вдруг эти имена стали терять свое значение? Само собой ведь НИКОГДА НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ. Это не слепой случай или провидение. Значит, должна быть причина, какая-то логика во всем происходившем!

Мода? Помилуйте. Это ж не XX век, когда человек настолько свободен, что ВОЛЕН выбирать все то, что ему заблагорассудится. И потом, даже мода делается конкретными людьми и их вкусами. Пример из Петровского:

«…Учительница С.Н. Уварова из села Коростово Рязанской области пишет, что «из 23 учениц, окончивших в 1955 году семилетку,было 17 Нин! За последние два года новорожденные девочки в названном селе называются или Танями, или Надями. Исключения редки…»

XVII же столетие – это апологет архаичности! Вопрос мой простой, но я не могу найти на него ответа. А вопросы продолжают нарастать как снежный ком! Раз были причиннно-следственные связи в этих событиях,значит за этими событиями СТОЯЛ КАКОЙ-ТО КОНКРЕТНЫЙ ЧЕЛОВЕК! Или, на худой конец, отдельные личности. Но кто? Кто именно? Ради обыкновенного любопытства, интереса, хочется разобраться.

Итак, заглянем для начала в век семнадцатый. Потому, что ИМЕННО ТОГДА исчезают из употребления древние, старорусские имена.

В.О. Ключевский пишет:

«…До XVII в. русское общество отличалось цельностью своего классового состава. Боярин и холоп неодинаково ясно понимали вещи, неодинаково твердо знали свой житейский катехизис; но они черпали свое понимание ИЗ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ИСТОЧНИКОВ, твердили один и тот же катехизис и поэтому ХОРОШО ПОНИМАЛИ ДРУГ ДРУГА, составляли однородную нравственную массу.

Западное влияние РАЗРУШИЛО ЭТУ ЦЕЛЬНОСТЬ. Оно не проникало в народ глубоко, но в верхних классах общества … оно постепенно приобретало господство. Как трескается стекло, неравномерно нагреваемое в разных своих частях, так и русское общество, неодинаково проникаясь западным влиянием во всех своих слоях, раскололось.

 
Форум » Хронология России и других стран, правда и вымыслы » Мы - славяне! » Славянский именослов
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2018 Радимир Коловрат
Сайт создан в системе uCoz