Уникальное архитектурное сооружение, высотой 44 метра, называемое "Пирамидой А.Голода", возвышается на холме недалеко от Москвы. Если быть конкретнее, то нужно проехать по Новорижскому шоссе, и на 38-ом километре вы непременно увидите эту достопримечательность. Пирамида построена без использования металла, только стеклопластиковые конструкции.
Многие считают, что находясь здесь, меняется твоя судьба и физическое состояние. Причем, только в лучшую сторону. Если приходить сюда регулярно, то можно избавиться от многих хронических заболеваний. Но на самом деле, в этом нет никакой мистики: правильно построенная пирамида, где человек развивается в гармонии, а так же растворы и матрицы, приготовленные в ней, благоприятно влияют на организм.
Конечно, вопрос о пользе весьма спорный, многие считают, что А. Голод просто инженер с сумасшедшими идеями - споров вокруг сооружения ходит много.
Интерес к пирамиде до сих пор не утихает, причем не только среди туристов, но и других стран.
Музей "Гранд Макет Россия", предоставляет Вам возможность посетить действующий макет символизирующий Российскую Федерацию от Калининграда до Камчатки.
Это самый большой макет нашей страны, где на площади 800 квадратных метров изображены города и поселки, леса и моря, люди и животные, действующие автомобильные и железные дороги.
Гранд-макет России — это не просто огромный макет. Это целая живая страна. Здесь катаются по дорогам автомобили, живут своей жизнью люди и проезжают по железной дороге поезда. Тут и там пылают огни телебашен, антенн, зданий. Модель музея Гранд-макет России меняет время года и суток, обстановку, события. Всё происходит прямо на глазах и выглядит очень реалистично.
Кроме городов с их известными памятниками, мы видим сцены нашей жизни. Это движущийся поезд Сапсан и товарные составы, военно-морская база и космодром, загорающие на берегу Черного моря и следы от НЛО, пастух со стадом овец и заблудившаяся свинья. А вот и наше бездорожье и застрявшая машина, колокольня Никольского собора в Калязине и теплоходы в море.
Поезда и машины следуют по своим маршрутам, а на статических участках есть специальные кнопочки запуска движения. Нажав одну из них, мы можем наблюдать, как хозяйка вытряхивает ковер, пожарные тушат лесной пожар, а дровосек рубит дерево. Цифровое управление автомобилями и поездами делает их движение реалистичным. Интересен также переход от дня к ночи, когда за счет сотен тысяч лампочек и диодов можно наблюдать полярную ночь и огни круизного лайнера.
Макетом управляют 40 компьютеров, а пульт управления с множеством экранов напоминает центр управления полетами космодрома.
Место: Россия, Санкт-Петербург, Цветочная ул., 16. м. Московские ворота
ЭТНОМИР – это огромный живой музей на границе Московской и Калужской областей. Здесь можно побывать в домах народов мира, прикоснуться к предметам быта, примерить национальную одежду, поучиться традиционным ремеслам, принять участие в народных забавах, а при желании – пожить в любом из этноотелей на выбор. Каждая страна и каждый народ показаны в ЭТНОМИРе через аутентично воссозданные этнодворы, которые содержат этнические постройки различного назначения. В каждом этнодворе есть дома-гостиницы, ремесленные мастерские, музеи, кафе и рестораны, сувенирные магазины и другие сооружения, передающие колорит традиционной жизни.
В настоящее время на территории этнографического парка-музея построены и принимают посетителей:
Русское подворье Музей Русской печи Украинский и Белорусский хутора Этнодвор «Страны Центральной Азии» Этнодвор «Сибирь и Дальний Восток» Этнодвор «Страны Южной Азии» Улица Мира — торгово-выставочный комплекс, все помещения которого стилизованы под жилища разных стран.
В будущем к ним добавятся этнодворы Австралии, Ирана, Японии, Мексики, Чили, Эквадора и т.д. Завершенный вид «перекрёсток миров» примет к 2020 году. К этому времени здесь будет построено 52 этнодвора, которые представят все государства мира.
Сегодня ЭТНОМИР — это действующий культурно-образовательный центр, в котором ежедневно проводятся десятки экскурсий и мастер-классов, которые рассказывают о культурных особенностях разных стран и обучают посетителей секретам традиционных ремёсел.
365 дней в году гости ЭТНОМИРа могут совершать экспресс-путешествия по разным странам, пробовать национальные блюда и получать уникальный опыт, соприкасаясь с другими культурами.
Ежегодно ЭТНОМИР посещает более 350 000 человек.
Проект получил поддержку Министерства культуры РФ, Министерства образования РФ, Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, Бюро ЮНЕСКО в Москве, Комиссии по делам ЮНЕСКО в РФ, Правительства и Губернатора Калужской области, общественных организаций России и мира, представлен МИД России.
Ежегодно в ЭТНОМИРе проходят молодежные, студенческие и школьные лагеря: Международный молодежный лагерь «ДИАЛОГ», Международный Молодежный Лагерь «Дни молодежи Содружества», этнолагеря.
ЭТНОМИР проводит культурно-образовательные и развлекательные мероприятия регионального, федерального и международного уровня совместно с посольствами стран и международными организациями (Советом Европы и ЮНЕСКО). Здесь проходят фестивали, образовательные и бизнес-школы, летние лагеря, традиционные праздники народов мира.
Приезжайте в ЭТНОМИР – познакомьтесь с жизнью, традициями и культурой народов мира! Адрес: Калужская область, Боровский район, деревня Петрово +7 (495) 627-51-90; +7 (499) 962-40-47; +7 (499) 962-41-47 График работы: ежедневно 9:00 - 20:00 e-mail: zakaz@ethnomir.ru http://ethnomir.ru/
Комплекс с культовым валуном «Дед», г. Минск и Тиуновское святилище
"Согласно опубликованным данным, святилище на берегу Свислочи представляло из себя комплекс, состоящий из нескольких элементов. До наших дней сохранился лишь почитаемый камень - «Дед» (бел. «Дзед» ), или «Старец», которому приносили дары (вино, мед, молоко, вешали рушники) и считали «целебным». По свидетельствам местных жителей, опрошенных М. Кацаром, до 80-х годов XIX века рядом с камнем рос огромный дуб, которого называли «Волат» («Великан»), а также находился ещё один камень, который называли «жертвенником» (бел. «агонь» или «жыжа»), на котором разводили огонь, считавшийся священным. На огне сжигали останки животных, приносимых в дар за исцеление или с целью гадания. В записях упоминается также, что со временем второй камень разрушился, а огонь стали зажигать в другом «жертвеннике» - специально построенном круглом сооружении диаметром 1 метр, дно и стенки которого были выложены из камня. Упоминается ещё один элемент комплекса - родник или колодец, вода из которого считалась целебной.
...Местные жители рассказывали М. Кацару, что все элементы святилища находились во дворе дома, где жил местный знахарь Севастей, который считался хранителем места. К нему приходили за помощью и приносили пожертвования. После 1880 года на волне борьбы с «пережитками язычества» святилище разрушается: дуб вырубают, уничтожается источник воды и жертвенник, а само место теперь считается «проклятым». Рядом с оставшимся единственным элементом комплекса - огромным почитаемым камнем, появляются элементы христианского культа: устанавливается крест, начинают проводиться церковные обряды. Около камня сооружается деревянный помост, часть которого нависает над водой Свислочи.
Однако же прекратить поклонение валуну так и не удалось. Согласно дневниковым записям М. Кацара, до начала XX века к нему приходили люди с просьбами об исцелении, приносили и вешали на него полотенца и ленты. Во времена советской власти город вплотную приблизился к месту, где находился камень: все окрестности были застроены жилыми домами и производственными зданиями. В 1980 году «Дед» был перевезен в Музей валунов в микрорайоне Уручье, где он и находится в настоящее время.
В археологических источниках не найдено упоминаний о существовании в этой местности святилищ. В таком случае мы можем опираться только на имеющийся этнографический материал из дневниковых записей М. С. Кацара. При этом, следует учитывать мнение, которое приводят Н.А. Макаров и А.В. Чернецов в работе «К изучению культовых камней»: «нередко объектом почитания служил не столько сам камень, сколько местность, в которой он находился» [9].
Также непросто ответить на вопрос, является ли данное место однозначно «языческим» или же почитание камня началось уже в те времена, когда на этих землях преобладало христианство.
Если сравнить описание комплекса на Свислочи с имеющимися в источниках описаниями святилищ, то можно обнаружить некоторое сходство расположения элементов. Для примера рассмотрим Тиуновский культовый комплекс, расположенный в Вологодской области, открытый в 1985 году. Центральными элементами Тиуновского святилища являются два крупных камня, расположенных в 0,9 м друг от друга по линии «запад – восток». Восточный камень – плоская плита, большей частью находящаяся в земле. Рядом с ней в центре комплекса находится больший камень. Согласно данным исследований, он ориентирован по сторонам света. На ровных участках поверхности камня нанесены рисунки. Исследователи предполагают, что они имеют сакральное значение (например, изображения лестниц, ведущих на небо и под землю). Часть рисунков датируется дохристианской эпохой [10].
Стоит обратить внимание, что в грунте, особенно между плитой и вторым камнем, было найдено много углей и кусочки обожженной глины, на основании чего можно предположить, что на этом месте не раз разжигались костры. Рядом с комплексом найдены грунтовые могильники. Там обнаружены, как считают исследователи, ритуальные ямки с костями животных [10].
Итак, можно отметить найденные нами сходства комплексов в Минске и Вологодской области:
1. В обоих случаях имеет место быть не просто единичный «почитаемый» предмет, а целый комплекс, включающий в себя не только сами камни, но и объекты окружающей среды и ландшафта.
2. Центральными элементами комплекса являются довольно внушительных размеров валуны. В обоих случаях говорится о дарах, приносимых к ним ради достижения той или иной цели.
3. В обоих случаях частью комплекса являются площадки, где предположительно разжигались костры и проводились некие таинства.
4. В обоих случаях традиция использования комплекса продолжается в христианское время. В случае с Тиуновским святилищем мы можем судить об этом по исследованным рисункам, а по поводу комплекса в Минске у нас имеется лишь не нашедшее пока подтверждения допущение, что святилище использовалось с древних времен. Но имеются описания использования этого места в XIX веке.
Если обратиться к работам, в которых подробно описаны древние святилища Восточной Европы на основе археологических данных (например, Русанова И. П., Тимощук Б. А. [12], Свирин К. М. [11] и других), то мы сможем выделить признаки, которые свидетельствуют о культовом назначении описанных объектов. Как правило, это:
1. Найденные прослойки обожженной глины, угля, камней (скорее всего, подразумевается ритуальные костры). В некоторых случаях речь идёт о специально устроенных жертвенниках.
2. Расположение рядом с культовым объектом источника воды.
3. Наличие рядом поселений и курганных могильников.
4. Как правило, круглая планировка святилищ и наличие кольцевого вала и рва.
Наличие вала подразумевает обособление сакрального пространства. Исследователи отмечают, при обустройстве святилища древние люди большое значение придавали идее отграничения от окружающего мира. Например, вал, окружающий святилище, представлял собой не столько оборонительное укрепление, сколько символизировал границу от окружающего мира для своеобразной «магической» защиты предназначенного для ритуальных целей места. Так же большое значение придавалось символическому значению: найденные остатки вертикальных столбов с центре святилища могли выступать в роли модели мироздания, символизируя «мировое дерево, пронизывающее все ярусы вселенной» [11].
В дошедших до нас описаниях комплекса на берегу Свислочи присутствуют упоминания о ритуальном костре, наличии источника воды, захоронениях на особом «языческом кладбище». В дневнике М. Кацара имеется упоминания о том, что усопших хоронили на особом кладбище, которое находилось, по одним сведениям, в окрестностях нынешней Красноармейской улицы, в квартале, который сейчас занимает Станкостроительный завод имени С. М. Кирова, а по другим – на месте завод «Крышталь». Кроме того, имеют место упоминания о приношениях камню. Но в описании комплекса на Свислочи отсутствуют прямые доказательства правильно спланированного сакрального пространства: наличия символического центра (оси) и границы. На основании имеющихся данных мы склонны предполагать, что присутствующий в описании забор, огораживающий камень и другие элементы комплекса использовались для ограждения территории преимущественно в бытовом, а не в магическом значении. Ряд подобных деталей даёт нам право сделать предположение о том, что существовавший культовый комплекс на берегу Свислочи хоть и имеет элементы древней архаики, появился всё же намного позже описанных в литературе святилищ древних жителей Восточной Европы.
Несомненно, почитание камней и деревьев, наделение чудесными свойствами воды присущи скорее дохристианскому мировоззрению, в котором все предметы и явления окружающей среды наделялись божественными чертами. Однако известно довольно много примеров возникновения культов «святого источника» или источника «Параскевы Пятницы» [14], а также почитаемых камней со следами «Богородицы» лишь в XVIII–XIX веках. В связи с этим невозможно не согласиться с Н. А. Макаровым, А. В. Чернецовым, которые считают, что:
«Религиозные верования, связанные с культовыми камнями, имеют черты глубокого архаизма. В то же время почитание многих камней нельзя безоговорочно относить к языческой традиции, поскольку оно было тесно связано с культом христианских святых. По народным представлениям, оставленный на камне след часто принадлежал какому-либо святому, рядом с почитаемыми камнями ставили не только поклонные кресты, но иногда деревянные и каменные часовни» [9].
Исходя из этой точки зрения, мы склонны согласиться с мнением М. Шорина, исследовавшего культовые камни в Новгородской области, который приходит к выводу, что «...постепенно происходит слияние древней традиции с христианским культом святых мест. Некогда языческие культовые объекты включаются в систему христианского почитания и, как правило, обрядовые действия у них исполняются в соответствии с христианской религией» [13].
Он считает так же, что «культ камней на разных территориях возникал в разное время. Однако, среди исследованных выделились такие микрорегионы, где известны лишь позднесредневековые памятники» [13].
Археолог А. В. Курбатов в своей работе «Проблематика изучения природных историко-культурных объектов Восточной Европы на современном этапе» [14] много внимание уделяет культу почитаемых камней и всесторонне рассматривает проблемы, связанные с вопросами о времени их бытования и использования, времени появления знаков и изображений на них, а также об отражении функции валунов в фольклорно-мифологическом контексте. Допуская возможность появления традиции почитаемых камней в дохристианское время, он справедливо замечает:
«Необходим целенаправленный сбор фольклорного материала. Его сопоставление с письменными и археологическими источниками показало, что легенды и предания о природных объектах отражают только позднесредневековую культурную традицию. Находимые здесь «языческие переживания» во многих случаях не имеют фиксированной связи с более ранними дохристианскими культами. Это подтверждают и материалы археологических раскопок возле камней, и данные о начале почитания валунов в Каргополье. Выводы исследователей наводят на предположение о том, что «глубина народной памяти», заключённая в данных этнографии и фольклора, не уходит далее XV-XVI вв. и не является основанием для более древних палеокультурных реконструкций» [14]."